Конспект урока
Математика, 4 класс. Урок № 53
Письменное деление на двузначное число
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как делить многозначное число на двузначное?
— Как правильно выполнять запись деления?
— Как подобрать пробную цифру частного?
Глоссарий по теме:
Алгоритм — система последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату.
Частное — число, полученное от деления одного числа на другое.
Двузначное число — это число, состоящее из двух знаков.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. 1 ч. – М.: 2013. – стр. 37.
2. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М. А. Бантова – М.: Просвещение, 2017.
3. Математика. 4 класс. Учебник. Часть1/ Н. Б. Истомина, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – стр. 58-64.
4. Математика. Учебник для 4 класса нач. шк. Часть 2/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2015. – стр. 80-81.
5. Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1.И.И.Аргтнская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – с.132
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Посмотрите, как выполняется деление на двузначное число.
Найдём значение частного 492: 82
| Алгоритм деления: 1.Образую неполное делимое. 2.Определю количество цифр в частном. 3.Делю неполное делимое на делитель. 4.Умножаю делитель на пробную цифру. 5. Нахожу остаток от деления вычитанием. 6. Сравниваю остаток с делителем. |
Определяем неполное делимое – это само число четыреста девяносто два. Находим количество цифр в частном. В частном будет одна цифра. Четыреста девяносто два разделим на 10, будет 49, 82 разделим на 10, получим 8. Делим получившиеся числа, как при делении на однозначное число. Разделим 49 на 8, будет 6. Цифру 6 нельзя сразу записывать в частном, поскольку это пробная цифра. Сначала нужно проверить, подойдет ли она.
Чтобы проверить цифру частного, нужно выполнить умножение. Проверяем: умножим 82 на 6, получим 492. Цифра 6 подошла, записываем её в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножим 82 на 6, получим 492. Найдем остаток. Вычтем 492 из 492, получится 0. Сравниваем остаток, он меньше делителя. Деление закончено. Частное чисел 492 и 82 равно 6. Иногда при делении пробная цифра частного не подходит, и тогда ее нужно поменять, уменьшить или увеличить на единицу.
Разделим 228 на 38. Первое неполное делимое, это само число, 228. Поэтому в частном будет только одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, будем делить 228 не на 38, а на 30. Для этого 22 разделим на 3, получим 7. Это пробная цифра, так как она получена при делении не на 38,а на меньшее число 30. Проверим, подходит ли цифра 7. Умножаем 38 на 7. 30 умножить на 7 будет 210. 8 умножить на 7, будет 56. В сумме 266. Это больше, чем делимое 228. Значит, в частном число должно быть меньше, чем 7. Попробуем, подходит ли цифра 6. Умножаем 38 нa 6. 30 умножить на 6 получится 180. 8 умножить на 6 – 48. В сумме 228. Это число равно делимому. Значит, пробная цифра шесть подходит. Записываем ее в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножаем 38 на 6, будет 228. Находим остаток от деления, он равен нулю. Остаток меньше делителя, деление закончено.
2 | 2 | 8 | 3 | 8 | ||
2 | 2 | 8 | 6 | |||
0 |
Рассмотрим ещё один пример: 444:74. Первое неполное делимое — это само число, 444. Поэтому в частном будет только одна цифра. Чтобы легче было найти цифру частного, будем делить 444 не на 74, а на 70. Ты знаешь, что для этого нужно 44 разделить на 7, получим 6. Это пробная цифра, так как она получена при делении не на 74, а на меньшее число 70. Пробную цифру нельзя сразу записывать в частном. Сначала нужно проверить, подходит ли она. Проверку делаем устно. Умножаем 74 на 6. 70 умножить на 6 будет 420. 4 умножить на 6 будет 24. Всего 444. Это число равно делимому, значит, пробная цифра шесть подходит. Записываем ее в частном. Закончим запись деления столбиком. Умножаем 74 на 6, будет 444. Находим остаток от деления. Он равен нулю. Остаток меньше делителя. Деление закончено.
4 | 4 | 4 | 7 | 4 | ||
4 | 4 | 4 | 6 | |||
0 |
Задания тренировочного модуля:
1. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде: название проверяемой цифры частного; компонент деления; результат деления.
ч | м | п | р | о | б |
а | д | л | с | а | ч |
с | е | с | т | н | л |
о | л | и | м | о | е |
ч | т | м | о | е | д |
п | р | я | е | ч | а |
л | о | б | н | а | я |
Правильный вариант:
ч | м | п | р | о | б |
а | д | л | с | а | ч |
с | е | с | т | н | л |
о | л | и | м | о | е |
ч | т | м | о | е | д |
п | р | я | е | ч | а |
л | о | б | н | а | я |
2. Среди данных выражений только одно решено верно. Найдите его и подчеркните.
368:92= 3 504:84=5 252:63=4
Правильный ответ:
368:92= 3 504:84=5 252:63=4
3. Выберите частные, в значении которых будет одна цифра.
Варианты ответа:
265:53; 456:57; 768:16; 276:69
Правильный вариант:
265:53; 456:57; 276:69
4. Разгадайте правило, по которому записано равенство в первой строке. Пользуясь этим правилом, вставьте пропущенные числа.
625 = 120·5+120:6+75:15
756= __ · 5+ __ : 7+84: __
Правильный вариант:
140; 350; 14