Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 53. Приём сложения с переходом через десяток: □ + 2
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приём прибавление по частям 9 + 2 = 9 + 1 + 1.
- Вычисления с переходом через десяток.
- Состав чисел.
- Запоминание примера 9 + 2 = 11.
Глоссарий по теме
- Состав чисел.
- Сложение чисел.
Ключевые слова
Сложение, десяток, состав чисел.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч., с. 66.
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс, с. 35
- Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 2., с. 34.
- Волкова С. И. Устные упражнения. 1 класс. Математика. 2016, с. 50.
- Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
На уроке мы познакомимся с приёмом сложения с переходом через десяток (□ + 2).
Основное содержание урока
Проблемная ситуация.
Перед вами две корзинки.
Разложите в них урожай. Сортируй яблоки так: в одну корзинку – лёгкие примеры (ответ до 10), в другую – трудные (ответ больше, чем 10).
Это верный ответ.
Проверим первую корзинку:
6 + 3 = 9
3 + 3 = 6
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
1 + 3 = 4
Сосчитать эти примеры было легко, потому что мы знаем состав чисел и таблицу сложения до 10.
Теперь проверим вторую корзинку.
Прочитаем выражения: 5 + 7, 9 + 2, 6 + 8, 5 + 8, 7 + 4, 8 + 8.
Эти примеры не очень легко сосчитать. Почему?
В них ответ – больше, чем 10.
- Тема урока.
Решение примеров, где в ответе получается больше 10.
- Актуализация знаний.
Решим первый пример 5 + 7 вместе.
Воспользуемся алгоритмом вычислений.
Чтобы к пяти прибавить семь, надо число семь разложить на удобные слагаемые так, чтобы было удобно добавить пять до десяти. Это числа 5 и 2. Потом прибавить к 10 второе удобное слагаемое, число 2. Ответ 12.
Запишем вычисления: 5 + 7 = 5 + 5 + 2 = 10 + 2 = 12
- Практическая работа.
Пользуясь алгоритмом, реши остальные примеры:
6 + 8, 5 + 8, 7 + 4, 8 + 8.
Проверь решение:
6 + 8 = 6 + 4 + 4 = 10 + 4 = 14
5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3 = 13
7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11
8 + 8 = 8 + 2 + 6 = 10 + 6 = 16
Вы справились с самостоятельной работой, а значит, научились решать примеры по алгоритму.
У нас остался только один нерешённый пример 9 + 2.
Решим его, выполнив промежуточные вычисления в уме: 9 + 2 =11
- 1
Этот пример 9 + 2 = 11надо ЗАПОМНИТЬ. Это поможет вам решать более трудные примеры быстро.
Помощницей для вас будет таблица сложения в пределах 20.
Чтобы найти ответ при сложении чисел 9 и 2, надо назвать число на пересечении строки или столбика с числом 2 и столбика или строки с числом 9.
Итог урока.
Сегодня на уроке вы:
- упражнялись в сложении однозначных чисел с переходом через 10.
- вы запомнили выражение 9 + 2 = 11
Разбор заданий.
Сложение по частям. Укажите верное решение: 5 + 9 =
Мы знаем, что второе слагаемое надо разложить на части, и к пяти прибавить такое число, чтобы сумма первых двух слагаемых была равна 10. 5 +5 = 10, остаётся 4 (9 – 5 = 4), следовательно, раскладываем выражение: 5 + 5 + 4 = 14.
Логическая задача. Три девочки: Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов. Какие цветы вырастила каждая из девочек? Роза вырастила анютины глазки, Маргарита вырастила розы, а Анюта вырастила маргаритки.