Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 10 класс
Урок №53. Решение комбинированных задач.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- решения комбинированных задач, которые можно решить опираясь на систему математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса;
- обобщение и систематизация способов решения комбинированных задач с опорой на систему математических понятий, фактов и методов курса алгебры и начал анализа 10 класса;
- Применение схем поиска решения комбинированных задач.
Глоссарий по теме
Комбинированные задачи – задачи, при решении которых необходимо применять знания из различных областей математики.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Открытые электронные ресурсы:
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать примеры решения задач, которые могут быть включены в содержание итоговой аттестации. Особое внимание обратим на решение комбинированных задач.
Пример 1
Установите соответствие между элементами первого и второго столбца:
Решите неравенства: | Ответ |
| |
А | В | С | D | E | F | G | H |
4 | 1 | 2 | 3 | 7 | 5 | 8 | 6 |
Объяснение новой темы
Задачи, при решении которых необходимо применять знания из различных областей математики называются комбинированными. Решение комбинированной задачи начинаем с внешнего неравенства (уравнения) сохранив все этапы его решения. Затем на каждом этапе решаем внутреннее неравенство или уравнение. Заметим, что названия внешнее и внутреннее условны.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Пример 1.
Решите неравенство
Решение:
Найдем значения переменной, при которых неравенство имеет смысл.
Первое неравенство верно при всех действительных значениях переменной кроме – 1. Четвертое и пятое неравенства верны при любых действительных значениях переменной.
Третье неравенство верно при x< 0.
Второе неравенство верно при
Таким образом, неравенство имеет смысл при всех действительных значениях переменной меньше нуля кроме – 1,5; – 1; — 0,5.
Преобразуем правую часть неравенства:
Рассмотрим два случая:
В этом случае основание логарифма меньше 1 и наше неравенство равносильно неравенству .
Решим это неравенство методом замены переменной.
Новая переменная
, учитывая, что t> 0, получим
Возвращаясь к первоначальной переменной, имеем
В этом случае основание логарифма больше 1 и наше неравенство равносильно неравенству , которое решается аналогично рассмотренному и в результате получаем
Учитывая все область определения неравенства и полученные результаты, получим
Ответ:
При решении этой задачи нам необходимо было решить логарифмическое неравенство с неопределенным основанием, неравенство, содержащее переменную под знаком модуля и показательное неравенство методом замены переменной.
Пример 2.
Решите неравенство
Неравенство имеет смысл при
Введем новую переменную неравенство
Получим неравенство
Правая часть неравенства может принимать как отрицательные, так и положительные значения или значение ноль. Рассмотрим два случая.
- . Решим неравенство методом возведения в квадрат.
Учитывая, что получим . Не будем возвращаться к первоначальной переменной сейчас, вернемся к ней на последнем этапе.
- В этом случае наше неравенство верно при всех указанных значениях переменной, так как неотрицательное число больше отрицательного.
Таким образом, . Теперь вернемся к первоначальной переменной
Учитывая область определения неравенства и все полученные результаты получим
Ответ:
Пример 3.
Решите уравнение
Область определения уравнения: x – любое действительное число
Введем новую переменную ,
Получим уравнение
Преобразуем уравнение
Решаем уравнение
Учитывая, что t>0, получим
Возвращаемся к первоначальной переменной
Решаем уравнение
Ответ: