Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 55. Деление на двузначное число
(цифра частного находится способом проб)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Как делить многозначное число на двузначное?
— Как подобрать цифру частного?
Глоссарий по теме:
Делимое – число, которое подвергается делению.
Делитель – число, на которое делят делимое.
Частное – результат деления одного числа на другое.
Неполное частное – результат деления с остатком, который показывает, какое максимальное число раз делитель содержится в делимом.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1.Демидова Т. Е., Козлова С. А. Математика. 4 класс. 3 ч. – М.: Баласс, 2008. – С. 32-35.
2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
3. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика. 4 класс. Учебник. Часть1. Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. – С. 126
4. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В. Математика. Учебник для 3 класса нач. шк. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015. – С. 131
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подберем значение частного 273 : 39.
Рассмотрим несколько способов подбора частного ваших сверстников.
Соня сначала попробовала число 5, так как оно среднее среди однозначных чисел. 39 · 5 = 195, 195 < 273, значит, нужно пробовать большие числа. Попробовала число 6. 39 · 6 = 324, 234 < 273, значит, нужно пробовать число 7. Умножила 39 на 7. 39 · 7 = 273, 273 = 273. Значит, 273 : 39 = 7 |
Рома начал подбирать так же, как Соня: 39 · 5 = 195. Но сразу догадался, что пробовать число 6 не нужно, потому что между числами 195 и 273 большая разница: 273 – 195 = 78. А делитель 39. Поэтому стал проверять цифру 7. 39 · 7 = 273 | ||
Аня сначала попробовала самое большое число 9, а потом, как Рома стала пробовать 7. | ||
Олег взял число 7, потому что при умножении числа 39 на значение частного в разряде должно получиться 3, а это может быть, только когда 9 умножаем на 7. Умножив 39 на 7, получил 273. Значит, значение частного найдено верно. |
Ты можешь пользоваться любым понравившимся тебе способом.
Разделим 21390 : 62.
Выделим первое неполное делимое, 213 сотен. Так как деление начинаем с сотен, в частном получим 3 цифры. Обозначим их точками. Ищем цифру частного.
21 : 6 = 3, получаем пробную цифру 3.
Проверяем:
62 · 3 = 186, 186 < 213, значит, цифра три подходит. Записываем ее в частном.
213 – 186 = 27. Остаток 27 меньше делителя 62. Продолжаем деление.
Второе неполное делимое 279 десятков. Ищем цифру частного.
27 : 6 = 4 ,получаем пробную цифру 4.
Проверяем:
62 · 4 = 248, 248 < 279, значит, 4 подходит. Записываем её в частном.
Умножаем 62 на 4, будет 248.
Вычитаем 279 – 248 = 31, 31 < 62
Третье неполное делимое 310 единиц. Находим цифру частного.
31 : 6 = 5, получаем пробную цифру 5. Проверяем:
62 · 5 = 310, значит, цифра 5 подходит. Записываем ее в частном.
Умножаем 62 на 5, будет 310. После вычитания получаем 0. Остаток 0 меньше делителя. Деление завершено. При делении числа 21390 на 62 получилось частное 345.
Задания тренировочного модуля:
Среди приведённых выражений только одно решено верно. Подчеркните его.
155 : 31=50
214 : 24=19
276 : 69=4
Правильный ответ: 276 : 69=4
Не вычисляя, распределите выражения по группам: где в частном 2, а где 3 цифры.
Правильный вариант:
В частном 2 цифры: 128 : 2, 128 : 4
В частном 3 цифры: 12864 : 64, 1208 : 8, 12832 : 16