Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для 1 класса
Урок № 55. Связь слов в предложении. Вежливые слова.
Цель:
научиться составлять последовательность установления связи слов в предложении.
Задача:
научиться составлять предложения.
На уроке
мы узнаем:
о связи слов в предложении;
мы научимся:
употреблять вежливые слова;
мы сможем:
находить в предложении главное действующее лицо.
Тезаурус:
Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы, и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).
Слова – названия признаков предмета – это слова, которые описывают признаки предметов и отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какие?».
Вежливость – это качество человека, для которого уважительное отношение к людям стало привычным. Вежливые люди используют в своей речи вежливые слова. Например, такие: «здравствуйте», «спасибо», «извините».
Литература
Основная:
- Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014. Стр. 11, 25
Дополнительная:
- Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. Стр. 8, 14
- Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. Стр. 6, 9
- Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями
к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Генератор прописей
https://childdevelop.ru/generator/letters/propisi.html#preview
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Зачем быть вежливым? Вежливость – искусство общения между людьми. Вежливый человек с уважением относится к окружающим людям, благодарит за оказанную услугу, умеет внимательно выслушать другого, очень доброжелательный. К такому вежливому, искреннему, доброму человеку и люди относятся с уважением, по-доброму. У вежливого человека есть близкие и надежные друзья, о которых он всегда заботится и готов прийти им на помощь.
Быть вежливым совсем нетрудно. Один из секретов вежливости – вежливые слова. Ты их наверняка знаешь очень много. Например: здравствуйте, доброе утро, привет, добрый вечер, добрый день. Мы произносим эти слова при встрече. А если хотим
о чем-нибудь попросить, мы говорим: пожалуйста, будьте добры, разрешите. В ответ за услугу или помощь обязательно скажем: спасибо или большое спасибо, благодарю Вас.
Чтобы мы могли общаться друг с другом, слова в предложении тоже должны дружить, быть связаны между собой. Тогда наша речь будет понятной и красивой.
Прочитай слова:
Пёс, ужалить, оса.
Стало ли тебе понятно, о чём говорится? Это предложение? Нет, эти слова не связаны между собой. Это просто отдельные слова.
А теперь поменяем эти слова местами и их форму, так, чтобы они дружили.
Пса ужалила оса.
Вот теперь это предложение. Слова в нужной форме встали на свои места, и нам стал понятно, о чём это предложение. Итак, слова в предложении стоят в определенном порядке и связаны между собой по смыслу.
А как же нам проверить есть связь между словами или нет?
Очень просто. Если слова связаны между собой, мы можем от слова к слову задать вопрос.
О чём мы узнали из предложения? О чём говорится? Об осе. Что говорится об осе? Оса (что сделала?) ужалила.
Ужалила (кого?) пса.
А теперь давай сравним между собой два предложения:
Выпал снег.
Ночью выпал пушистый снег.
Это предложения?
Да. Оба выражают законченную мысль. В обоих слова написаны раздельно и связаны по между собой по смыслу. Оба написаны с заглавной буквы. В конце обоих предложений стоит точка. Так в чём же разница?
Что мы узнали из первого предложения? Только то, что выпал снег. А из второго, какой выпал снег, когда выпал снег. В каком предложении содержится больше информации? Во втором. Первое состоит только из главных членов предложения (снег и выпал), а во втором ещё есть дополнительные, второстепенные члены (ночью, пушистый). Такие предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, называют распространенными.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1. Расставь слова по порядку и составь предложения.
1. Пёс, Барбоска, жил-был.
2. Был, него, кот, у, друг, Васька.
3. Они, дедушки, у, жили.
4. Ходил, работу, дедушка, на.
5. Дом, Барбоска, сторожил.
6. Мышей, кот, ловил, Васька.
Можно назвать предложениями? Почему? Слова не связаны, нет смысла.
Правильный ответ:
1. Жил-был пёс Барбоска.
2. Был у него друг — кот Васька.
3. Они жили у дедушки.
4. Дедушка ходил на работу.
5. Барбоска сторожил дом.
6. Кот Васька ловил мышей.
Задание 2. Распределите вежливые слова по группам
1. Приветствие
2. Прощание
3. Просьба
4. Благодарность
Пожалуйста!
Всего доброго!
Спасибо!
Здравствуйте!
До свидания!
Благодарю!
Добрый день!
Будьте добры!
Выбери слова, которые мы говорим, когда встречаем кого-нибудь, приветствуем его
Здравствуйте! Добрый день!
А когда прощаемся, что говорим?
Всего доброго! До свидания!
А какие слова помогут нам попросить о чем-нибудь:
Будьте добры! Пожалуйста!
А если нам помогли что-то сделать, что-то подарили, в ответ за услугу, что мы говорим?
Спасибо! Благодарю!
Правильный ответ:
1. Приветствие Здравствуйте! Добрый день!
2. Прощание Всего доброго! До свидания!
3. Просьба Всего доброго! До свидания!
4. Благодарность Спасибо! Благодарю!