Конспект урока
Математика, 2 класс. Урок № 58
Приёмы умножения и деления на 10.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как находить произведение и частное?
- Как умножать и делить на 10?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — ‧, х.
Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
Результат умножения – произведение.
Переместительное свойство умножения – от перестановки мест множителей произведение не изменяется. С помощью букв переместительное свойство умножения записывают так: a • b = b • a.
Деление – действие обратное умножению.
Частное – результат действия деления.
Делимое – число, которое делят.
Делитель – число, на которое делят.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 74.
- М. И. Моро, С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 13.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Давайте вспомним, как находить произведение и частное.
Рассмотрите записи.
7 • 2 = □
2 • 7 = □
14 : 2 = □
14 : 7 = □
Первое произведение 7 и 2 найдем, заменив умножение сложением.
7 + 7 = 14
7 • 2 = 14
Второе произведение 2 • 7 вычислим, пользуясь переместительным свойством умножения.
2 • 7 = 7 • 2
2 • 7 = 14
Частные 14 : 7, 14 : 2 найдем, разделив произведение на один из множителей.
14 : 7 = 2
14 : 2 = 7
Также будем рассуждать, чтобы вычислить произведение чисел 10 и 3
10 • 3 = 10 + 10 + 10
10 • 3 = 30
Поменяем множители местами.
3 • 10 = 10 • 3
3 • 10 = 30
На основе связи между произведением и множителями составим частные:
30 : 10 = 3
30 : 3 = 10
Рассмотрим рисунок. Составим равенства по рисунку. На рисунке 8 упаковок по 10 кубиков.
10 • 8 = 80 80 : 10 = 8
8 • 10 = 80 80 : 8 = 10
Составим равенства к следующему рисунку.
10 • 2 = 20 20 : 10 = 2
2 • 10 = 20 20 : 2 = 10
Составим выражение к рисунку и узнаем, сколько всего тюльпанов.
10 • 3 = 30 30 : 10 = 3
3 • 10 = 30 30 : 3 = 10
Решим задачу. В каждом из 10 террариумах живут по 6 черепах. Сколько всего черепах в этих террариумах? Для решения выбираем действие умножение, так как неизвестно общее число черепах.
Решение задачи:
6 • 10 = 60 (ч.)
Ответ: 60 черепахи.
Составим и решим обратные задачи.
1) 60 черепах живут в 10 террариумах, в каждом одинаковое количество. Сколько черепах живет в одном террариуме?
Решение:
60 : 10 = 6 (ч.)
Ответ: 6 черепах.
2) 60 черепах живут в террариумах, по 6 черепах в каждом. Сколько террариумов занято черепахами?
Решение:
60 : 6 = 10 (т.)
Ответ: 10 террариумов.
Необходимо запомнить: при умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль. При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Чтобы найти произведение чисел, необходимо заменить умножение суммой одинаковых слагаемых, воспользоваться переместительным свойством умножения.
Частное находим, разделив произведение на один из множителей.
При умножении числа на 10 к нему можно справа приписать один нуль.
При делении числа на 10 справа от него, наоборот, можно отбросить один нуль.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Вычислите:
7 • 10 30 : 10 50 : 5
10 • 9 0 : 10 100 : 10
Проверьте:
7 • 10 = 70 30 : 10 = 3 50 : 5 = 10
10 • 9 = 90 0 : 10 = 0 100 : 10 = 10
В частном 0 : 10 используется правило деления нуля на любое число. При делении нуля на число всегда получается нуль.
2. Решите задачу. Составьте и решите обратные задачи.
Повар разложил 40 пирожков на 10 тарелок поровну. Сколько пирожков он положил на одну тарелку?
Проверьте решение задачи:
40 : 10 = 4 (п.)
Ответ: 4 пирожка.
А у вас такие обратные задачи?
1) Повар разложил на 10 тарелок пирожки, по 4 пирожка на каждую. Сколько пирожков разложил повар на тарелки?
Решение:
4 • 10 = 40 (п.)
Ответ: 40 пирожков.
2) Повар разложил 40 пирожков на тарелки, по 4 пирожка на каждую. Сколько тарелок занял повар?
Решение:
40 : 4 = 10 (т.)
Ответ: 10 тарелок.