Урок 60. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 60. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Решение задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.
  2. Разные способы решения задач на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

Глоссарий по теме:

Сложение – объединение двух и более объектов, чисел.

Слагаемое – числа, которые соединены знаком сложения (плюс +); компонент действия сложение.

Сумма – результат сложения двух и более чисел.

Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет.

Количество – это число, которое показывает, сколько предметов купили.

Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые купили.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.76
  2. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 18

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте поиграем в магазин. Перед вами образцы товаров, которые продаются в нашем магазине. Обозначим цену товаров. Цена показывает, сколько стоит один предмет.

Урок 60. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

Посмотрите на цены товаров. Цена картофеля и тыквы – 2 рубля, моркови и лука – 4 рубля. Цена помидоров, свёклы и огурцов – 5 рублей. Цена капусты 3 рубля,

кукурузы – 6 рублей, перца – 10 рублей.

Решим задачу.

За арбуз и тыкву заплатили 10 рублей. Арбуз стоит 3 рубля. Сколько стоит тыква?

Урок 60. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

Задача решается довольно легко. Нам неизвестно, сколько стоит тыква, то есть одно из слагаемых. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.

Чтобы найти стоимость тыквы, надо из общей стоимости вычесть стоимость арбуза.

Решение:

10 – 3 = 7 (р.)

Ответ: 7 рублей.

Усложним задачу. Изменим условие задачи.

Урок 60. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого

За арбуз, дыню и тыкву заплатили 12 рублей. Арбуз стоит 3 рубля, дыня – 2 рубля. Какова стоимость тыквы?

Решение задачи:

Сначала найдем стоимость арбуза и дыни вместе.

1) 3 + 2 = 5 (р.)

Теперь узнаем стоимость тыквы. Из общей стоимости вычтем стоимость арбуза и дыни вместе.

2) 12 – 5 = 7 (р.)

Решение задачи можно записать выражением

12 – (3 + 2) = 7 (р.)

Ответ: 7 рублей стоит тыква.

Подумайте, можно ли решить задачу другим способом? Рассмотрим их.

II способ:

Сначала найдём стоимость дыни и тыквы вместе. Из общей стоимости вычтем стоимость арбуза.

1) 12 – 3 = 9 (р.)

Теперь найдеём стоимость тыквы. Из стоимости дыни и тыквы вычтем стоимость дыни. 2) 9 – 2 = 7 (р.)

Запишем решение выражением

12 – 3 – 2 = 7 (р.)

Ответ: 7 рублей.

Есть ещё один способ решения данной задачи.

III способ:

Сначала найдём стоимость арбуза и тыквы вместе. Из общей стоимости вычтем стоимость дыни.

1) 12 – 2 = 10 (р.)

Теперь найдём стоимость тыквы, вычтем из стоимости арбуза и тыквы стоимость арбуза. 2) 10 – 3 = 7 (р.)

Запишем решение выражением

12 – 2 – 3 = 7 (р.)

Ответ: 7 рублей стоит тыква.

Необходимо запомнить: чтобы найти неизвестное третье слагаемое, надо из суммы последовательно вычесть два других слагаемых.

Решим еще одну задачу.

Маша прочитала книгу за три дня. В первый день она прочитала 16 страниц, во второй – 17 страниц. Сколько страниц она прочитала в третий день, если в книге 70 страниц?

В задаче неизвестно третье слагаемое – количество прочитанных страниц в третий день. Значит, надо из суммы последовательно вычесть два других слагаемых.

Решение:

70 – 16 – 17 = 37 (с.)

Ответ: 37 страниц прочитала Маша в третий день.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Чтобы решить задачу на нахождение неизвестного третьего слагаемого, надо из суммы последовательно вычесть два других слагаемых.

Решить такие задачи можно разными способами.

  1. последовательно вычесть из суммы два известных слагаемых;
  2. сначала найти сумму известных слагаемых; затем из общей суммы надо вычесть найденное значение.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Прочитайте задачу.

За альбом для рисования, краски и кисточку Ира уплатила 30 р. Альбом стоил 10 р., краски – 12 р. Сколько стоила кисточка?

1. Что узнаете, выполнив действия:

10 + 12 30 – 10 – 12 30 – (10 + 12) 30 – 12

10 + 12 – найдем, сколько стоят альбом и краски вместе.

30 – 10 – 12 – сколько стоит кисточка

30 – (10 + 12) – сколько стоит кисточка

30 – 12 – сколько стоят альбом и кисточка вместе.

Второе и третье выражение – разные способы записи решения данной задачи.

2. Решите задачу разными способами.

В одной коробке 25 кг яблок, а во второй 18 кг. Сколько кг яблок в третьей коробке, если в трёх коробках 80 кг яблок?

Решение:

I способ:

1) 25 + 18 = 43 (кг) – масса яблок в двух коробках вместе

2) 80 – 43 = 37 (кг) – масса яблок в третьей коробке.

II способ:

1) 80 – 25 = 55 (кг) – масса яблок во II и III коробках вместе

2) 55 – 18 = 37 (кг) – масса яблок в третьей коробке.

III способ:

1) 80 – 18 = 62 (кг) – масса яблок в I и III коробках вместе

2) 62 – 25 = 37 (кг) – масса яблок в третьей коробке.

Ответ: 37 кг.

3. Решите задачу, записывая решение выражением:

За день Оля прочитала 25 страниц книги: утром 5 страниц, днем 8 страниц. Сколько страниц Оля прочитала вечером?

25 – 5 – 8 = 12 (стр.)

Или, 25 – (5 + 8) = 12 (стр.)

Ответ: 12 страниц.