Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
1 класс
Урок №60
Тема: Что такое прямое и переносное значение слов?
Цель: Знакомство с понятиями «прямое» и «переносное» значения слова.
Задачи:
Познавательные:
- Формирование навыков нахождения слов.
- Формирование навыка различия прямого и переносного значений слов.
- Формирование умения сравнивать лексические значения слов.
Развивающие:
- Развитие навыков выразительного чтения.
- Развитие умение использовать схему для решения учебной задачи.
- Развитие аналитического и критического мышления.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- Воспитание любви к русской речи.
Урок посвящен знакомству с понятиями «прямое» и «переносное» значение слова. В ходе урока учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слова, сравнивать лексическое значение слов, а также составлять предложения как с прямым или переносным значением слова.
На уроке
мы узнаем:
что такое прямое и переносное значение слова;
мы научимся:
различать прямое и переносное значение слова;
мы сможем:
составлять предложения с прямым или переносным значением слова.
Тезаурус
Прямое значение слова — это основное значение предмета, действия или признака.
Переносное значение слова – это вторичное значение, которое появилось на основе прямого.
Литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме: нет
Задания тренировочного модуля:
Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6) | ТВ-5 | ||
Выберите тип интерактивного теста: | Выберите элемент: I группа – не более 20%: 1. Единичный / множественный выбор; II группа – не более 30%: 2. Выбор элемента из выпадающего списка; 3. Установление соответствий между элементами двух множеств; 5. Добавление подписей к изображениям; 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте; 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице; 9. Сортировка элементов по категориям; 10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; 12. Подчеркивания / зачеркивания элементов; 13. Выделение цветом; 16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 20. Лента времени 25. Кастомный интерактив III группа – не менее 50% 4. Ребус – соответствие; 8. Кроссворд; 11. Мозаика; 14. Раскраска 15. Филворд — английский кроссворд; 17. Автоматически заполняемый кроссворд; 18. Смежный граф (автоматически заполняемый); 19. Лабиринт 21. Клавиатурный тренажер 22. Рисование 23. Географические карты 24. Электронная пропись | ||
Информация о тестовом вопросе: | Соедини линиями слова в правильные словосочетания.
| ||
Информация об ответах | Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант: 1) листва шепчет 2) мороз ударил 3) дождь плачет 4) небо хмурится 5) облако плывет Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным | ||
Укажите общую информацию об элементе: | Название элемента: Тестовый вопрос 5 Автор: Дата создания: 11.07.2018 г. КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова. |
Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6) | ТВ-6 |
Выберите тип интерактивного теста: | Выберите элемент: I группа – не более 20%: 1. Единичный / множественный выбор; II группа – не более 30%: 2. Выбор элемента из выпадающего списка; 3. Установление соответствий между элементами двух множеств; 5. Добавление подписей к изображениям; 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте; 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице; 9. Сортировка элементов по категориям; 10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; 12. Подчеркивания / зачеркивания элементов; 13. Выделение цветом; 16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 20. Лента времени 25. Кастомный интерактив III группа – не менее 50% 4. Ребус – соответствие; 8. Кроссворд; 11. Мозаика; 14. Раскраска 15. Филворд — английский кроссворд; 17. Автоматически заполняемый кроссворд; 18. Смежный граф (автоматически заполняемый); 19. Лабиринт 21. Клавиатурный тренажер 22. Рисование 23. Географические карты 24. Электронная пропись |
Информация о тестовом вопросе: | Вставьте пропущенные слова. Незаметно прошла _________ осень. Выпал первый снег. И вскоре наступила ________ сказка. Поля __________ белым одеялом. _____________ елочки __________ в свадебные платья. __________ мороз. Дети лепили снеговика, катались на коньках, играли в снежки, ___________ в снегу. У всех ярко _________ щеки. И все были счастливы. Слова для вставки: ударил, зимняя, укрылись, купались, нарядились, золотая, пушистые, горели. Блоки для вставки случайно перемешаны. Использовать режим перемещения. |
Информация об ответах | Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант: золотая, зимняя, укрылись, пушистые, нарядились, ударил, купались, горели Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным |
Укажите общую информацию об элементе: | Название элемента: Тестовый вопрос 6 Автор: Дата создания: 11.07.2018 г. КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова. |
Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6) | ТВ-7 | ||||
Выберите тип интерактивного теста: | Выберите элемент: I группа – не более 20%: 1. Единичный / множественный выбор; II группа – не более 30%: 2. Выбор элемента из выпадающего списка; 3. Установление соответствий между элементами двух множеств; 5. Добавление подписей к изображениям; 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте; 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице; 9. Сортировка элементов по категориям; 10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное; 12. Подчеркивания / зачеркивания элементов; 13. Выделение цветом; 16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 20. Лента времени 25. Кастомный интерактив III группа – не менее 50% 4. Ребус – соответствие; 8. Кроссворд; 11. Мозаика; 14. Раскраска 15. Филворд — английский кроссворд; 17. Автоматически заполняемый кроссворд; 18. Смежный граф (автоматически заполняемый); 19. Лабиринт 21. Клавиатурный тренажер 22. Рисование 23. Географические карты 24. Электронная пропись | ||||
Информация о тестовом вопросе: | Распределите словосочетания по группам: «прямое значение» и «переносное значение».
золотая цепочка ударил палкой ледяная горка фонарь под глазом жемчужные бусы шляпка гвоздя легкая рука высокий мальчик тяжелый день крыло птицы березовые сережки море цветов Словосочетания даны в хаотичном порядке. Использовать режим перемещения. | ||||
Информация об ответах | Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные): Правильный вариант:
Порядок словосочетаний в одном столбике может быть любым. Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным | ||||
Укажите общую информацию об элементе: | Название элемента: Тестовый вопрос 7 Автор: Дата создания: 11.07.2018 г. КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова. |
Для правильного ответа учащимся сначала нужно вспомнить, что есть однозначные и многозначные слова. Чтобы выяснить однозначное слово или многозначное, нужно посмотреть значение слова в толковом словаре. У многозначных слов основное значение – прямое. Оно прямо указывает на предмет (признак, действие или явление). Переносное значение слова переносит прямое значение слова на другой предмет (признак, действие или явление) по какому-либо сходству (например, по цвету или форме). С помощью переносного значения можно сделать речь более яркой.
Основные результаты по итогам урока:
- Учащиеся знают, что такое прямое и переносное значения слова.
- Учащиеся умеют различать прямое и переносное значения слов.
- Учащиеся могут самостоятельно находить слова с переносным значением в тексте.
- Учащиеся могут составлять предложения с прямым или переносным значением слова.