Урок 60. Что такое прямое и переносное значение слов?

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №60

Тема: Что такое прямое и переносное значение слов?

Цель: Знакомство с понятиями «прямое» и «переносное» значения слова.

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков нахождения слов.
  • Формирование навыка различия прямого и переносного значений слов.
  • Формирование умения сравнивать лексические значения слов.

Развивающие:

  • Развитие навыков выразительного чтения.
  • Развитие умение использовать схему для решения учебной задачи.
  • Развитие аналитического и критического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре,
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • Воспитание любви к русской речи.

Урок посвящен знакомству с понятиями «прямое» и «переносное» значение слова. В ходе урока учащиеся научатся различать прямое и переносное значения слова, сравнивать лексическое значение слов, а также составлять предложения как с прямым или переносным значением слова.

На уроке

мы узнаем:

что такое прямое и переносное значение слова;

мы научимся:

различать прямое и переносное значение слова;

мы сможем:

составлять предложения с прямым или переносным значением слова.

Тезаурус

Прямое значение слова — это основное значение предмета, действия или признака.

Переносное значение слова – это вторичное значение, которое появилось на основе прямого.

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Открытые электронные ресурсы по теме: нет

Задания тренировочного модуля:

Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6)

ТВ-5

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

20. Лента времени

25. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Раскраска

15. Филворд — английский кроссворд;

17. Автоматически заполняемый кроссворд;

18. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Лабиринт

21. Клавиатурный тренажер

22. Рисование

23. Географические карты

24. Электронная пропись

Информация о тестовом вопросе:

Соедини линиями слова в правильные словосочетания.

листва

мороз

дождь

небо

облако

хмурится

плывет

плачет

шепчет

ударил

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

1) листва шепчет

2) мороз ударил

3) дождь плачет

4) небо хмурится

5) облако плывет

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным

Укажите общую информацию об элементе:

Название элемента: Тестовый вопрос 5

Автор:

Дата создания: 11.07.2018 г.

КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова.

Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6)

ТВ-6

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

20. Лента времени

25. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Раскраска

15. Филворд — английский кроссворд;

17. Автоматически заполняемый кроссворд;

18. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Лабиринт

21. Клавиатурный тренажер

22. Рисование

23. Географические карты

24. Электронная пропись

Информация о тестовом вопросе:

Вставьте пропущенные слова.

Незаметно прошла _________ осень. Выпал первый снег. И вскоре наступила ________ сказка. Поля __________ белым одеялом. _____________ елочки __________ в свадебные платья. __________ мороз. Дети лепили снеговика, катались на коньках, играли в снежки, ___________ в снегу. У всех ярко _________ щеки. И все были счастливы.

Слова для вставки: ударил, зимняя, укрылись, купались, нарядились, золотая, пушистые, горели.

Блоки для вставки случайно перемешаны.

Использовать режим перемещения.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант: золотая, зимняя, укрылись, пушистые, нарядились, ударил, купались, горели

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным

Укажите общую информацию об элементе:

Название элемента: Тестовый вопрос 6

Автор:

Дата создания: 11.07.2018 г.

КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова.

Номер (уникальный номер заполненного шаблона для указания его в разделах 3-6)

ТВ-7

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

16. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

20. Лента времени

25. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Раскраска

15. Филворд — английский кроссворд;

17. Автоматически заполняемый кроссворд;

18. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Лабиринт

21. Клавиатурный тренажер

22. Рисование

23. Географические карты

24. Электронная пропись

Информация о тестовом вопросе:

Распределите словосочетания по группам: «прямое значение» и «переносное значение».

Прямое значение

Переносное значение

золотая цепочка

ударил палкой

ледяная горка

фонарь под глазом

жемчужные бусы

шляпка гвоздя

легкая рука

высокий мальчик

тяжелый день

крыло птицы

березовые сережки

море цветов

Словосочетания даны в хаотичном порядке.

Использовать режим перемещения.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

Прямое значение

Переносное значение

ударил палкой

жемчужные бусы

ледяная горка

золотая цепочка

высокий мальчик

крыло птицы

шляпка гвоздя

березовые сережки

море цветов

тяжелый день

легкая рука

фонарь под глазом

Порядок словосочетаний в одном столбике может быть любым.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант является неправильным

Укажите общую информацию об элементе:

Название элемента: Тестовый вопрос 7

Автор:

Дата создания: 11.07.2018 г.

КЭС: Понятие «прямое» и «переносное» значение слова.

Для правильного ответа учащимся сначала нужно вспомнить, что есть однозначные и многозначные слова. Чтобы выяснить однозначное слово или многозначное, нужно посмотреть значение слова в толковом словаре. У многозначных слов основное значение – прямое. Оно прямо указывает на предмет (признак, действие или явление). Переносное значение слова переносит прямое значение слова на другой предмет (признак, действие или явление) по какому-либо сходству (например, по цвету или форме). С помощью переносного значения можно сделать речь более яркой.

Основные результаты по итогам урока:

  1. Учащиеся знают, что такое прямое и переносное значения слова.
  2. Учащиеся умеют различать прямое и переносное значения слов.
  3. Учащиеся могут самостоятельно находить слова с переносным значением в тексте.
  4. Учащиеся могут составлять предложения с прямым или переносным значением слова.