Конспект урока
Русский язык. 3 класс
№ 61
Раздел: Падеж имён существительных.
Тема: Предложный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, предложный падеж.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 54 — 56.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 40 — 42.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
http://resh.edu.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Рассмотрите картинки, прочитайте словосочетания. Поставим вопросы к именам существительным.
Танцевать на балу Думать о бале
Гулять в лесу Писать о лесе
Танцевать (на чём?) на балу.
Думать (о чём?) о бале.
Гулять (в чём?) в лесу.
Писать (о чём?) о лесе.
Итак, сегодня на уроке:
Узнаем, в чем особенность предложного падежа.
Научимся определять предложный падеж существительных.
Сможем приводить примеры существительных в предложном падеже
Определим падеж имён существительных в словосочетаниях. Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во. Для того чтобы определить предложный падеж, можно воспользоваться словами – помощниками: заботиться о….., думать о ……….
Раньше имена существительные в предложном падеже употреблялось без предлога и часто служили для обозначения обстоятельства места, поэтому в древности этот падеж называли местным. Любимые предлоги местного падежа — в, на.
Формы слов на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным и дополнил им русскую падежную терминологию в своей «Грамматике» 1616 года. Любимый предлог этого падежа — о.
Таким образом, в предложном падеже объединились два падежа — местный и сказительный.
М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак — обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе).
Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
Для того чтобы определить предложный падеж, нужно поставить к имени существительному; по вопросу и определить падеж.
Например,
Находиться (в чём?) в дупле, имя существительное в дупле стоит в форме Предложного падежа.
Кипит (в чём?) чайнике, имя существительное в чайнике стоит в форме Предложного падежа.
Итак, имена существительные в форме Предложного падежа употребляются с предлогами при, о, об, на, в, во и отвечают на вопрос о ком? о чём?
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 1- базовый уровень сложности.
Тип – сортировка в соответствующие графы таблицы.
Текст вопроса.
Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных и запишите в нужный столбец таблицы.
Вышел из избушки, встретил на вокзале, прислал по почте, приехали к обеду, ночевали в сторожке, жил на окраине, сбился с дороги, деревья в инее, приехал к бабушке, сшила для куклы.
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
| | |
| | |
Правильный ответ.
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
вышел из избушки | прислал по почте | встретил на вокзале |
сбился с дороги | приехали к обеду | ночевали в сторожке |
сшила для куклы | приехал к бабушке | жил на окраине |
деревья в инее |
Подсказка.
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
Родительный падеж | Дательный падеж | Предложный падеж |
прислал по почте | встретил на вокзале | вышел из избушки |
приехали к обеду | ночевали в сторожке | сбился с дороги |
приехал к бабушке | жил на окраине | сшила для куклы |
деревья в инее |
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблиы, проверииь правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
- Прочитайте содержание таблицы, распределить в нужные столбцы.
7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.
- Разбор типового тренировочного задания
ТВ – 2. Базовый уровень сложности.
Тип – зачёркивание.
Текст вопроса
Прочитайте словосочетания. В каждой строке найдите лишнее словосочетание и зачеркните его.
1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.
2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.
3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.
2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.
3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.
Подсказка
Вспомните:
Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
— найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
— по падежному вопросу определить падеж имени существительного.
Неправильный ответ
1) Выглядывает из коробки, спустился к ручью, скрылся от охотника, пил из миски.
2) Растёт в ящике, проехал в метро, играл на гитаре, подготовился к работе.
3) Люблю клубнику, пролетел над лесом, подобрать слова, посмотрел на учителя.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте задание.
- Определите опорные слова задания.
- Расскажите, как вы будете выполнять задание.
- Проверьте, правильно ли рассказали: определить слово, с которым существительное связано; поставить от него вопрос, на основе вопросы определить падеж, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
- Определим слово, с которым связано существительное.
- Поставим от этого слова вопрос к существительному.
- Определим падеж.
- Зачеркните лишние словосочетания.
- Проверьте, правильно ли выполнили задание.