Урок 63. Обобщение знаний об именах существительных

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 63

Раздел: Имя существительное.

Тема: Обобщение знаний об именах существительных.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

Имя существительное в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлога. Имя существительное в именительном падеже является подлежащим.

Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Имя существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему?, употребляется с предлогами к, по.

Имя существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?, употребляется с предлогами через, про, на, за, под, о, в, в.

Имя существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем?, употребляется с предлогами с, со, перед, под, над, за, между.

Имя существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?, употребляется с предлогами при, о, об, на, в, во.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Имя существительное, собственное; нарицательное; одушевлённое; неодушевлённое; единственное число; множественное число; женский род; мужской род; средний род, склонение имен существительных, изменение по падежам, именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8 — 62.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 42 — 43.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите схему. Вспомните, что изучили по теме «Имя существительное». Какие признаки существительного являются постоянными? Какие – непостоянными? Определите для себя, что вы знаете хорошо, какие вопросы у вас ещё остались. Сегодня мы обобщим знания об именах существительных.

Урок 63. Обобщение знаний об именах существительных

Итак,

Цель нашего урока: уточнить грамматические признаки имени существительного.

Задачи нашего урока:

  • вспомнить изученные признаки имён существительных,
  • закреплять признаки имён существительных.

Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?

Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

Имена существительные изменяются по числам.

Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода.

Род имен существительных. Обычно существительные делятся на три группы: женского (лопата, женщина, кастрюля), мужского (конь, стол, сосед) и среднего (море, небо, светило) рода. Также выделяют еще одну группу существительных, которые относятся к особому общему роду. Сюда относятся те слова, которые служат для названия лиц как женского, так и мужского рода. Например, плакса, сирота, недотрога.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Существительные могут иметь одно значение и много значений: могут являться однозначными и многозначными.

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что?

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные – нарицательные.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

В единственном числе, как правило, существительные имеют окончания: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -,и-, -а, -ья.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: шкаф, стол, мальчик.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, мальчики.

Каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит определённому роду: мужскому, женскому, среднему.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, мой, – мужского рода: он (мой) дядя, он (мой) картофель

Имена существительные, которые можно заменить, местоимением она, моя, — женского рода: она (моя) – морковь, она (моя) – фамилия.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, моё, — среднего рода: оно (моё) имя, оно (моё) варенье, оно (моё) пальто.

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

  • мужской род: нулевое, -я; — а.
  • женский род: нулевое, -а, -я.
  • средний род: -е, -о.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, рожь. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих- это орфограмма.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке он выражается окончанием.

Рассмотрим склонение (изменение по падежам) разных существительных.

И. вода стол окно ночь

Р. воды стола окна ночи

Д. воде столу окну ночи

В. воду стол окно ночь

Т. водой столом окном ночью

П. о воде о столе об окне о ночи

Обратим внимание, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет разную роль в словосочетании или предложении.

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

Чтобы определить падеж имени существительного, надо найти слово, с которым это существительное связано и поставить от него падежный вопрос. По падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1- базовый уровень сложности.

Тип – зачёркивание.

Текст вопроса.

Прочитайте имена существительные. В каждой строке найдите лишнее слово и зачеркните.

лес, хлеб, матрёшка, собака

инженер, агроном, класс, учитель

кошки, солнце, карандаши, тигры,

воздух, газета, звезда, белка

Правильный ответ.

лес, хлеб, матрёшка, собака

инженер, агроном, класс, учитель

кошки, солнце, карандаши, тигры,

воздух, газета, звезда, белка

Подсказка.

Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?

Имя существительное в форме единственного числа обозначает один предмет. Имя существительное в форме множественного числа обозначает два и больше предметов.

Мужской род (он). Существительные мужского рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Женский род (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Средний род (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -о, -е.

Неправильный ответ

лес, хлеб, матрёшка, собака

инженер, агроном, класс, учитель

кошки, солнце, карандаши, тигры,

воздух, газета, звезда, белка

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: прочитать слова, определить одушевлённым или неодушевлённым является, к какому роду принадлежит, какого числа; определить лишнее слово, зачеркнуть его, проверить правильность выполнения.
  5. Прочитать слова.
  6. Определите одушевлённым или неодушевлённым является, к какому роду принадлежит, какого числа;
  7. Определите лишнее, объясните, почему оно является лишним.
  8. Зачеркните лишнее слово.

9. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

Текст вопроса.

Прочитайте слова. Распределите имена существительные в нужную графу таблицы.

Известие, морковь. болезнь, мальчик, молоток, кормушка, молоко, сковородка, путешествие, вертолёт.

Мужской род

Женский род

Средний род

мальчик

морковь

молоко

вертолёт

болезнь

путешествие

молоток

кормушка

известие

сковородка

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Мужской род

Женский род

Средний род

мальчик

морковь

молоко

вертолёт

болезнь

путешествие

молоток

кормушка

известие

сковородка

Подсказка

Мужской (он). Существительные мужского рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -а, -я, и нулевое.

Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -а, -я, и нулевое.
Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. Имеют окончания -о, -е.

Неправильный ответ

Мужской род

Женский род

Средний род

морковь

молоко

мальчик

болезнь

путешествие

вертолёт

кормушка

известие

молоток

сковородка

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: определить род, записать в нужный столбец таблицы, проверить правильность выполнения.
  5. Определим род существительного.
  6. Запишите в соответствующий столбик таблицы.
  7. Проверьте, правильно ли выполнили задание.