Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 63. Приёмы умножения числа 2
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как быстро найти значение произведений?
- Какие приемы позволяют быстро и легко запомнить таблицу умножения?
- Какой способ умножения чисел наиболее удобный?
Глоссарий по теме:
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — *, х.
Компоненты умножения: первый множитель, второй множитель.
Результат умножения – произведение.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – С.82
- Волкова С. И. Математика 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2017. – С. 51
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим выражения:
2 • 6
2 • 9
7 • 2
Это произведения. Один из множителей равен 2.
Как быстро найти их значение? Вспомним таблицу умножения числа 2 и на 2.
Значит,
2 • 6 = 12
2 • 9 = 18
7 • 2 = 14.
Таблицу умножения нужно знать наизусть. Но как быть, если пока не знаете ее? Нам поможет несколько приемов, позволяющих запомнить таблицу умножения легко и быстро.
2 • 8
Заменим произведение суммой одинаковых слагаемых.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16
2 • 8 = 16
Запись получилась длинная и неудобная. Воспользуемся переместительным свойством умножения.
2 • 8 = 8 • 2
8 + 8 = 16
8 • 2 = 16
Значит, 2 • 8 = 16
Можно ли найти значение произведения по-другому?
2 • 8 = 2 • 7 + 2
2 • 7 + 2 = 14 + 2 = 16
Значит, 2 • 8 = 16
Или,
2 • 8 = 2 • 9 – 2
2 • 9 – 2 = 18 – 2 = 16
Значит, 2 • 8 = 16
Это лишь некоторые способы запоминания таблицы умножения. Какой тебе кажется самым удобным? Пользуйся им для запоминания таблицы умножения.
Рассмотрим выражения. Зачеркнем в каждом столбике лишнее выражение
В первом столбике лишнее последнее выражение, так как в первых двух значение равно 8.
Во втором столбике лишнее первое выражение, так как в остальных значение равно 18.
В третьем столбике лишнее первое выражение, значение в остальных 14. В них использовалось переместительное свойство умножения.
Сравним выражения, поставим знаки сравнения.
Рассмотрим равенства.
6 • 4 = 6 □ 3 □ 6 7 • 5 = 7 □ 6 □ 7
Вставим арифметические знаки, чтобы равенство стало верным.
В первом равенстве используется прием прибавления слагаемого к предыдущему результату.
6 • 4 = 6 • 3 + 6.
Во втором равенстве – приём вычитания числа из предыдущего результата
7 • 5 = 7 • 6 – 7
Вывод:
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Чтобы быстро найти значение произведений, надо знать таблицу умножения.
Существует несколько приемов, позволяющих находить значение произведений, если еще не знаем таблицу умножения. Вот некоторые из них:
- замена умножения суммой одинаковых слагаемых;
- знание переместительного свойства умножения;
- прибавления слагаемого к предыдущему результату или вычитания из предыдущего результата. Используется, когда ты знаешь хотя бы несколько случаев из каждой таблицы умножения.
Выберите тот способ, какой кажется тебе наиболее удобным, и используйте его для выполнения вычислений. Со временем вы запомните всю таблицу умножения.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. Замените умножение сложением и найдите значение произведений
7 • 3 = 7 + 7 + 7 = 21
10 • 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40
11 • 2 = 11 + 11 = 22
2. Заполните пропуски
5 • 8 = 40
5 • 7 = □
3 • 7 = 21
7 • 3 = □
6 • 4 = 24
6 • 5 = □
В первом случае использован приём вычитания числа из предыдущего результата.
Во втором столбике – переместительное свойство умножения, в третьем – прибавление числа к предыдущему результату. Проверьте.
5 • 8 = 40
5 • 7 = 35
3 • 7 = 21
7 • 3 = 21
6 • 4 = 24
6 • 5 = 30
3. Запишите в окошко такое число, при котором равенство 8 + 8 • 3 + 8 = 8 • □ станет верным.
Для того чтобы найти пропущенное число, можно воспользоваться заменой умножения суммой одинаковых слагаемых.
8 + 8 • 3 + 8 = 8 + 8 + 8 + 8 + 8
8 + 8 + 8 + 8 + 8 = 8 • 5
8 + 8 • 3 + 8 = 8 • 5