Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 64
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение, вычитание, умножение и деление положительных десятичных дробей»
Перечень рассматриваемых вопросов:
- десятичная запись дробей.
- деление десятичной дроби на натуральное число.
- деление десятичной дроби на десятичную дробь.
- перевод обыкновенной дроби в десятичную.
- умножение десятичных дробей.
- решение текстовых задач с величинами, выраженными десятичными дробями.
Тезаурус
Десятичная дробь – это дробь, у которой знаменатель является степенью числа 10.
Десятичные дроби записывают без знаменателей, выделяя целую часть (целая часть правильной дроби считается равной 0) и отделяя её запятой от числителя дробной части.
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, нужно:
– уравнять количество знаков после запятой;
– записать десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятые были друг под другом;
– выполнить сложение или вычитание десятичных дробей, не обращая внимания на запятые, по правилам сложения/вычитания в столбик натуральных чисел;
– в полученном ответе запятую поставить под запятыми.
Чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно их перемножить, не обращая внимания на запятые, затем в ответе отделить запятой столько цифр справа, сколько их было после запятой в обоих числах вместе.
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, нужно делить, не обращая внимания на запятую, а в частном поставить запятую в тот момент, когда закончится деление целой части делимого.
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную, надо:
– перенести в делимом и в делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их содержится после запятой в делителе;
– выполнить деление на натуральное число;
– поставить запятую в частном сразу после того, как закончено деление целой части.
Чтобы записать обыкновенную дробь в виде десятичной, нужно числитель этой дроби разделить на знаменатель.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы научились выполнять все действия с десятичными дробями – деление, умножение, возведение в степень, перевод обыкновенной дроби в десятичную и обратно. Повторим правила выполнения действия и закрепим полученные вами вычислительные навыки.
Сложение и вычитание десятичных дробей
– уравниваем количество знаков после запятой;
– записываем десятичные дроби друг под другом так, чтобы запятые были друг под другом;
– выполняем сложение или вычитание десятичных дробей, не обращая внимания на запятые, по правилам сложения/вычитания в столбик натуральных чисел;
– в полученном ответе запятую ставим под запятыми.
Пример
31,2 – 8, 326 = 22,874
Чтобы перемножить две десятичные дроби, нужно их перемножить, не обращая внимания на запятые, затем в ответе отделить запятой столько цифр справа, сколько их было после запятой в обоих числах вместе.
Пример: 21,16 · 1,5 = 31, 74
Чтобы разделить одну десятичную дробь на другую, нужно:
– перенести запятую в делителе и делимом на столько разрядов вправо, чтобы делитель стал целым числом;
– разделить делимое, полученное после переноса, на делитель в столбик;
– поставить запятую, когда закончено деление целой части и используется первая цифра дробной части.
Пример
0, 468 : 0,06 = 7,8
Чтобы возвести в степень десятичную дробь, нужно умножить её саму на себя столько раз, какое число указано в показателе степени.
Пример.
0,833 = 0,8 · 0,8 · 0,8 = 0,512
Чтобы записать обыкновенную дробь в виде десятичной, нужно числитель разделить на знаменатель.
Пример.
Разбор заданий тренировочного модуля
№ 1. Решите уравнение и впишите ответ.
(3,642 – 2х) : 0,06 + 2,3 = 45
x = …
Решение.
(3,642 – 2х) : 0,06 + 2,3 = 45,
(3,642 – 2х) : 0,06 = 45 – 2,3,
(3,642 – 2х) : 0,06 = 42,7,
3,642 – 2х = 42,7 · 0,06,
3,642 – 2х = 2,562,
2х = 3,642 – 2,562,
2х = 1,08,
x = 1,08 : 2,
x = 0,54,
Ответ: 0,54.
№ 2. Вычислите и вставьте правильный ответ.
11,13 + 3000 · (0,803 – 0,8) + (561,9 – 67,9) : 100 =
Расставляем порядок действий и выполняем вычисления.
0,803 – 0,8 = 0,003,
561,9 – 67,9 = 494,
0,003 · 3000 = 9,
494 : 100 = 4,94,
11,13 + 9 = 20,13,
20,13 + 4,94 = 25,07,
Ответ: 11,13 + 3000 · (0,803 – 0,8) + (561,9 – 67,9) : 100 = 25,07.