Урок 65. Конус

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 4 класс

Урок № 65. Конус

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— конус – объёмная фигура;

— элементы конуса.

Глоссарий по теме:

Конус — объёмная геометрическая фигура, у которой одна вершина, основание в виде круга и боковая поверхность.

Основание – круг

Боковая поверхность – треугольник.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1. – М. Вентана-Граф, 2017.
  2. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2016. – С.112-113
  3. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс/ под. ред. Рыдзе О.А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 27-35

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите рисунки. Назовите нарисованные предметы. Чем они похожи?

Урок 65. КонусУрок 65. КонусУрок 65. Конус

Все они имеют одинаковую форму.

Вы узнаете, какую форму имеют все эти предметы, если отгадаете ребус.

Урок 65. Конус

Это – конус.

Рассмотрите конус.

Конус – это объёмная фигура (геометрическое тело). У конуса одна вершина, основание и боковая поверхность. В основании конуса лежит круг.

Урок 65. Конус

Давайте попробуем изготовить модель конуса. Возьмите лист бумаги и вырежете из него полукруг(рисунок.1)

Урок 65. Конус

рис.1

Сверните его и склейте. Получился предмет, похожий на колпак (рисунок 2). Это – боковая поверхность конуса. Открытая часть-это основание конуса. А вы уже знаете, что в основании конуса лежит круг.

Урок 65. Конус

рис.2

Если открытую часть закрыть кругом, то вы получите модель конуса (рисунок 3)

Урок 65. Конус

рис.3

Это – развёртка конуса, или, можно сказать, план конуса. Если перечертить план на бумагу и склеить, то получится модель конуса.

Урок 65. Конус

В жизни мы часто встречаемся с объектами, которые имеют форму конуса. Эти предметы вам хорошо знакомы.

Урок 65. Конус

Задания тренировочного модуля:

1. Решите задачи и узнаете места, где можно встретить конусы в природе.

2. Песочница имеет форму квадрата. В нее насыпали 270 кг песка, по 30 кг на каждый квадратный метр площади песочницы. Какова длина стороны песочницы?

3. Длина прямоугольника 7 м, а ширина 5м. Найдите сторону квадрата, периметр которого равен периметру данного прямоугольника?

4. Из трёх квадратов со стороной 3 см сложили прямоугольник. Чему равен периметр получившегося прямоугольника?

Правильный ответ.

270 : 30 = 9 – 9 м2 площадь песочницы.

По условию задачи, песочница имеет форму квадрата, значит, сторона квадрата будет 3м.

Урок 65. Конус

В пустыне Сахара песчаные холмы имеют форму конуса

(7+5) · 2 = 28 (м) – периметр прямоугольника

28 : 4 = 7 (м) – сторона квадрата

Урок 65. Конус

Алтай, гора Белуха

3 + 3 + 3 = 9 (см) – длина прямоугольника

Урок 65. Конус

(9 + 3) · 2 = 24 (см) – периметр прямоугольника

Урок 65. Конус

Камчатка, вулкан Ключевская сопка

В коробке 12 конусов белого и синего цвета. Сколько может быть конусов каждого цвета, если известно, что белых конусов больше 4, но меньше 8. Запишите ответы в таблице.

Урок 65. Конус

Правильный ответ.

Урок 65. Конус

По условию задачи, белых конусов больше 4, но меньше 8. Значит, белых будет 5, 6,. 7. Всего конусов 12. Если белых 5, то синих 7 – всего 12. Если белых 6, то синих тоже 6. Если белых 7, то синих 5. Таблицу заполнили.