Конспект урока
Математика, 4 класс
Урок № 65. Конус
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— конус – объёмная фигура;
— элементы конуса.
Глоссарий по теме:
Конус — объёмная геометрическая фигура, у которой одна вершина, основание в виде круга и боковая поверхность.
Основание – круг
Боковая поверхность – треугольник.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1. – М. Вентана-Граф, 2017.
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2016. – С.112-113
- Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс/ под. ред. Рыдзе О.А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 27-35
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите рисунки. Назовите нарисованные предметы. Чем они похожи?
Все они имеют одинаковую форму.
Вы узнаете, какую форму имеют все эти предметы, если отгадаете ребус.
Это – конус.
Рассмотрите конус.
Конус – это объёмная фигура (геометрическое тело). У конуса одна вершина, основание и боковая поверхность. В основании конуса лежит круг.
Давайте попробуем изготовить модель конуса. Возьмите лист бумаги и вырежете из него полукруг(рисунок.1)
рис.1
Сверните его и склейте. Получился предмет, похожий на колпак (рисунок 2). Это – боковая поверхность конуса. Открытая часть-это основание конуса. А вы уже знаете, что в основании конуса лежит круг.
рис.2
Если открытую часть закрыть кругом, то вы получите модель конуса (рисунок 3)
рис.3
Это – развёртка конуса, или, можно сказать, план конуса. Если перечертить план на бумагу и склеить, то получится модель конуса.
В жизни мы часто встречаемся с объектами, которые имеют форму конуса. Эти предметы вам хорошо знакомы.
Задания тренировочного модуля:
1. Решите задачи и узнаете места, где можно встретить конусы в природе.
2. Песочница имеет форму квадрата. В нее насыпали 270 кг песка, по 30 кг на каждый квадратный метр площади песочницы. Какова длина стороны песочницы?
3. Длина прямоугольника 7 м, а ширина 5м. Найдите сторону квадрата, периметр которого равен периметру данного прямоугольника?
4. Из трёх квадратов со стороной 3 см сложили прямоугольник. Чему равен периметр получившегося прямоугольника?
Правильный ответ.
270 : 30 = 9 – 9 м2 площадь песочницы.
По условию задачи, песочница имеет форму квадрата, значит, сторона квадрата будет 3м.
В пустыне Сахара песчаные холмы имеют форму конуса
(7+5) · 2 = 28 (м) – периметр прямоугольника
28 : 4 = 7 (м) – сторона квадрата
Алтай, гора Белуха
3 + 3 + 3 = 9 (см) – длина прямоугольника
(9 + 3) · 2 = 24 (см) – периметр прямоугольника
Камчатка, вулкан Ключевская сопка
В коробке 12 конусов белого и синего цвета. Сколько может быть конусов каждого цвета, если известно, что белых конусов больше 4, но меньше 8. Запишите ответы в таблице.
Правильный ответ.
По условию задачи, белых конусов больше 4, но меньше 8. Значит, белых будет 5, 6,. 7. Всего конусов 12. Если белых 5, то синих 7 – всего 12. Если белых 6, то синих тоже 6. Если белых 7, то синих 5. Таблицу заполнили.