Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Урок 72.
Тема. Значение и употребление глаголов в речи.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Закрепление знаний о глаголе как части речи.
Глоссарий по теме:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будем делать?
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 99–105.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будем делать?
Глаголы содержатся в большинстве предложений русского языка. Это своего рода сообщение о действиях предмета речи. А. Н. Толстой утверждал, что правильно подобрать глагол – значит придать ей движение. Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля.
Глагол может обозначать.
- Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
- Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
- Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
- Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
- Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Глаголы.
Прочитайте текст. Найдите и подчеркните глаголы.
Бельчонок спустился по стволу сосны. Сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба.
Подсказка: Вспомните: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Правильный ответ:
Бельчонок спустился по стволу сосны. Сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба.
Задание. Определение части речи.
Слова, которые обозначают действие предметов – это ____________. Отвечают на вопросы _____________ ____________.
Подсказка:
Вспомните тему урока.
Правильный ответ:
Слова, которые обозначают действие предметов – это глаголы. Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.