Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 78
«Предложение и текст»
На уроке ты:
- Вспомнишь, чем предложения отличается от текста.
- Научишься сам находить признаки текста и делить текст на части.
- Сможешь сам выделять тему и главную мысль текста, озаглавливать его и создавать текст из предложений.
Основные термины и понятия:
- Главная мысль текста – это то, чему нас учит текст.
- Заголовок – название текста, отражающее его тему и главную мысль.
- Концовка текста – это последняя часть текста, завершающая его.
- Начало текста – это первая часть текста, она подготавливает нас к основной его части.
- Основная часть текста – это такая часть текста, которая содержит основную информацию о тексте и выражает его главную мысль.
- Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
- Текст – это предложения, которые связаны между собой по смыслу, имеют общую идею и заголовок.
- Тема текста – это то, о чём этот текст.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Теоретический материал:
Я люблю свой родной язык. Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Вот такое стихотворение написал поэт о языке, на котором мы слушаем, говорим, пишем, читаем и думаем.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Так писал великий писатель Иван Сергеевич Тургенев о русском языке.
Скажи, можно ли назвать это текстом? Почему?
А сколько в этом тексте предложений? Какие они?
Наверное, хотя бы на одном вопросе ты задумался.
Давай вспомним всё, что мы знаем о предложении и тексте!
Сначала давай вспомним, что такое предложение.
Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Предложение начинается с большой буквы и заканчивается определённым знаком препинания.
Если мы хотим просто сообщить о чём-то, то в конце предложения мы поставим точку. Если мы хотим спросить о чем-то – вопросительный знак. А если мы хотим выразить удивление или восхищение, от мы поставим восклицательный знак.
Из предложений можно составить текст. Но текст – это не просто разные предложения. Чтобы получился текст, предложения должны быть связаны между собой. Текст должен быть закончен – у него должен быть логичный конец. У текста должны быть начало, середина и конец. Начало текста подготавливает читателя к основной части текста. Основная часть текста самая важная. Она рассказывает нам главную информацию о тексте и выражает главную мысль. Концовка текста рассказывает о том, чем закончился текст. Она подводит итог текста.
В каждом тексте можно найти тему и главную мысль. Тема всегда отвечает на вопрос «О чём этот текст?». Текст может быть о друге, о доме, о каникулах…
А главная мысль всегда отвечает на вопрос «Чему меня учит этот текст?» Главная мысль может звучать так:
— Нужно помогать старшим.
— Лето – лучшее время года.
— Собака – лучший друг человека
Давай посмотрим, какая тема и главная мысль в этом тексте.
Ваня очень любит мороженое, но мама не разрешает ему есть много. «У тебя будет болеть горло», — говорит она. Но однажды Ваня не послушал маму и на дне рождения друга съел три мороженых. На следующий день у Вани сильно болело горло. Теперь у него ангина.
Тема: Вова и мороженое.
Главная мысль: Нужно слушать старших.
Зная тему и главную мысль текста, его можно озаглавить – дать ему название. Обычно текст отражает главную мысль или тему текста. Давай посмотрим, какой заголовок можно дать нашему тексту. Мы можем озаглавить текст так:
— Вова и мороженое.
— Как важно слушать старших.
— Что случается со сладкоежками.
— Не будь жадным.
И т.д.
Текст может говорить один человек, а может и двое, и несколько. Когда текст говорит один человек – это монолог, а когда двое – диалог. Обрати внимание. В диалоге слова каждого участника пишутся с новой строчки, и перед ними ставится чёрточка – тире.
А теперь, давай потренируемся!
Упражнение 1.
Почему эти предложения можно назвать текстом?
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Варианты ответа:
а) Есть предложения.
б) Предложения связаны между собой.
в) Предложения написаны на одной строчке.
г) Он большой.
Упражнение 2.
Расставь предложения так, чтобы получится текст. Напиши номера предложений по порядку в ленту времени (напр. 8,2,4,5…).
Предложения:
1Мама подарила мне слона.
2 Дамбо понравился всем моим друзьям.
3 Он был серый плюшевый с большими ушами.
4 Поэтому делиться я не хотел.
5 Но потом я понял, что друзья важнее, и поделился игрушкой.
6 Когда я их увидел, я сразу сказал, что буду звать его Дамбо.
7 Они хотели поиграть с ним и просили меня поделиться. 8 Но мне только подарили эту игрушку.
Упражнение 3.
Зачеркни цифру, после которой сова не образуют предложение.
1 Ёжик несёт домой ужин.
2 Маша магазин домой я ем.
3 Рита убирается в своей комнате.
4 Лес ожил после зимы.
5 Рабочие быстро выстроили небоскрёб.
Упражнение 4.
Закончи предложения:
Упражнение 5.
Объедини слова в предложение и получишь рисунок!
https://daynotes.ru/wp-content/uploads/2017/08/risovanie-po-cifram-6.jpg
Ответы:
Упражнение 1.
Правильный вариант: Б
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А, В, Г
Упражнение 2.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1 3 6 2 7 8 4 5
Правильный текст
1Мама подарила мне слона.
3 Он был серый плюшевый с большими ушами.
6 Когда я их увидел, я сразу сказал, что буду звать его Дамбо.
2 Дамбо понравился всем моим друзьям.
7 Они хотели поиграть с ним и просили меня поделиться. 8 Но мне только подарили эту игрушку.
4 Поэтому делиться я не хотел.
5 Но потом я понял, что друзья важнее, и поделился игрушкой.
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации
Упражнение 3.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
1 Ёжик несёт домой ужин.
2 Маша магазин домой я ем.
3 Рита убирается в своей комнате.
4 Лес ожил после зимы.
5 Рабочие быстро выстроили небоскрёб.
Все остальные варианты ответа.
Упражнение 4.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
[Привлеките внимание читателя с помощью яркой цитаты из документа или используйте это место, чтобы выделить ключевой момент. Чтобы поместить это текстовое поле в любой части страницы, просто перетащите его.]
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные комбинации ответов.
Упражнение 5.
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любые другие варианты