Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 78
Рассказ
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Анализ речевых ситуаций сюжетных картинок;
2. Развитие представлений о рассказе как о виде повествования;
3. Приёмы написания устного рассказа по сюжетным картинкам.
Тезаурус
Диалог (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.
Композиция – построение художественного произведения.
Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.
Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.
Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.
Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.
Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.
Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.
Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с. 101-102; 191.
Дополнительная литература:
1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс:пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
3. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 5 класс //Канакина Г. И., Пранцова Г. В., Петрунина В. М. и др. – Пенза, 1997. – 151 с.
4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие // Г. А. Анищенко. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знакомы с жанром рассказа. Рассказ – это повествовательное произведение небольшого размера или словесное изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об одном событии (случае, происшествии) из жизни героя.
В рассказе, как и в любом повествовательном тексте, есть три части: начало события (завязка), развитие события, в котором выделяют точку наивысшего напряжения – кульминацию, после которой наступает развязка, конец события. Рассказ чаще всего строится так, как события следовали друг за другом. Чем интереснее будет происшествие, случай, тем занимательней будет рассказ. Но иногда автор может менять события местами, чтобы привлечь внимание читателей, заинтересовать их сюжетом.
Послушаем небольшой рассказ Виктора Голявкина «Как я всех обмануть хотел». Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий. Это я промокашку под щёку подсунул, вот щека и раздулась. И вдобавок гримасу состроил – вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я всё нарочно сделал, чтоб урок не спросили. И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали. А я делал вид, что мне очень больно.
Анна Петровна сказала:
– Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.
Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»
Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:
– Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!
Какие признаки рассказа мы можем отметить? Прежде всего, трехчастную структуру. У рассказа есть начало: «Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был ненастоящий». Далее – развитие события: все жалеют героя, Анна Петровна поверила ему и разрешила пойти домой. И завершается история разоблачением главного героя. У рассказа есть заглавие, отображающее главную мысль, то есть то, что хотел сказать автор: герой хотел всех обмануть, но у него ничего не получилось. В этом рассказе автор использует неожиданную развязку события.
Когда мы сочиняем рассказ, мы создаём текст на определённую тему. А тема текста — это то общее, что объединяет предложения в тексте, то, о ком или о чём говорится в нём. Тема текста определяется по вопросу: «О чём говорится в тексте?»
Послушайте рассказ Виктора Голявкина «Больные».
– У тебя правда нога болит?
– Никакая нога у меня не болит! А у тебя в животе правда колет?
– Ничего у меня в животе не колет. Ловко мы с тобой в классе остались!
– Ребята сейчас там на физкультуре прыгают, а мы с тобой сидим – красота!
– Эх, хорошо просто так сидеть!.. Давай через парту прыгать!
О чём говорится в тексте? О том, как мальчики решили прогулять урок физкультуры, притворившись больными. А какова идея рассказа? Для чего он написан? Мальчикам стало скучно просто сидеть в классе, и они решили прыгать через парту. Наверняка, на шум придёт учитель и обман вскроется.
А теперь обратимся к нашим рисункам и попробуем по ним написать рассказ. Умение составлять простой план поможет вам лучше справиться с работой.
Познакомьтесь с приблизительной схемой написания рассказа по сюжетным картинкам:
А) придумать заголовок
Б) придумать завязку
В) рассказать, как развивались события
Г) показать, чем закончилась история
Составьте простой план, которым вы будете пользоваться. Простой план — это последовательный перечень основных событий, изображённых на картинках. При составлении рассказа внимательно рассмотрите то, что изображено на рисунках. С чего началась история? Как развивались события? На какой картинке изображён самый напряжённый момент? Чем закончилась история?
Итак, представим, что история, изображённая на рисунках, произошла с вами или с кем-то из ваших знакомых. И вот вы рассказываете, как всё случилось.
Я думаю, что яблоки, когда падают на землю, выбирают, куда упасть. Мой брат любит сидеть под яблоней и «совершать» открытия. Вот опять сидит с книгой и думает, наверное, о том, как повезло Ньютону: ему просто упало яблоко на голову! И всё! Он стал знаменитым! Прислонившись к дереву, прикрывшись книгой, брат мирно спал. А если бы ему тоже упало на голову яблоко? Какое открытие он бы сделал? Думаю, ему нужно подсказать, что пришло время собирать яблоки в корзину. Пусть это яблоко, которое «внезапно» сорвалось с ветки и упало ему прямо на голову, заставить его наконец-то помочь мне. А то один я не справляюсь с уборкой.
Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои и в какой последовательности, далее показать, чем закончилась эта история (концовка).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите правильный ответ. Рассказ ‒
а) повествование
б) сюжет
Разбор задания: Рассказ ‒ повествование об одном, но важном событии. Сюжет ‒ событие или цепь событий, изображенных в произведении.
Правильный ответ: повествование
Выбор элемента из выпадающего списка
Прочитайте рассказ Виктора Голявкина «Я пуговицу себе сам пришил». Выберите правильный ответ. В каком предложении выражена основная мысль текста?
«Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я её криво пришил, но ведь я её сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, – ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: «На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил…»
а) Очень мне нужно дежурным быть!
б) Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил.
в) Я ни на кого не надеюсь.
Разбор задания: «Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил». В этом предложении говорится о том, что герой никого не просит помочь ему, делает всё сам и отмечается, что он сам пришил пуговицу.
Правильный ответ: Я всё сам делаю – пуговицу себе сам пришил.