Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок № 80
Вид глагола. Буквы е – и в корнях с чередованием
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Совершенный и несовершенный вид глагола.
- Видовые пары глаголов.
- Чередование гласных е-и в корне и условие выбора орфограммы.
Тезаурус
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Они обозначают процесс действия.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Они указывают на результат действия.
Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.
Чередование звуков – замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016 – 192 с.
Дополнительная литература:
1. Бондаренко М. А. Русский язык 5 класс, Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019 – 239 с.
2. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016 – 160 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Сегодня мы поговорим о видах глагола. Но сначала вспомним, какая часть речи называется глаголом. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: (что делать?) бежать, (что делал?) бежал, (что будет делать?) будет бежать.
Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: (что сделать?) прибежать, (что сделал?) прибежал, (что сделает?) прибежит.
Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовую пару.
Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно действие, при этом один является глаголом несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного.
Бежали (что делали?) несовершенный вид.
Убежали (что сделали?) совершенный вид.
Чтобы определить вид глагола, нужно задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что делал?», «что будет делать?» – глагол несовершенного вида.
Если глагол отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?» – глагол совершенного вида.
С видом глагола тесно связано время глагола. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени: писал, пишу, буду писать.
Глаголы совершенного вида имеют только форму прошедшего и форму будущего времени: написал, напишу. Настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
При образовании видов глаголов возможно чередование звуков в корне.
Может происходить чередование гласных и и е. Например, собирает и соберёт. В слове собирает корень -бир-, в слове соберёт корень -бер-. Зависит написание этих гласных от суффикса, который стоит после корня.
В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Корни с чередованием гласных е – и:
-бер- – -бир- (соберут – собирать)
-мер- – -мир- (умереть – умирать)
-стел- – -стил- (подстелить – подстилать)
-блест- – -блист- (блестеть – блистать)
-пер- – -пир- (запереть – запирать)
-тер- – -тир- (вытереть – вытирать)
-дер- – -дир- (выдерет– выдирать)
-жег- – -жиг- (выжег– выжигать)
-чет- – -чит- (вычет – вычитать)
Знание этого правила поможет избежать орфографических ошибок в большом количестве слов. В качестве примера приведём некоторые глаголы с корнями -бер- (-бир-): беру, заберу, подберу, уберу, переберу, забираю, подбираю, перебираю, избираю, набираю.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте примеры:
Глаголы несовершенного вида
Глаголы совершенного вида
Побежало, нарастала, рванул, казалось, спешит, почувствует, тянется, приближался, напрягся, прислушался, уловило, обратился, грохотало, звенело, налетел, звенело, дышало, грохотал.
Разбор задания:
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», «что делал?», «что будет делать?». Например: (что делать?) бежать, (что делал?) бежал, (что будет делать?) будет бежать. Глаголы несовершенного вида обозначают процесс действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?». Например: (что сделать?) прибежать, (что сделал?) прибежал, (что сделает?) прибежит. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия.
Правильный ответ:
Глаголы несовершенного вида :
нарастала
казалось
спешит
тянется
приближался
грохотало
звенело
дышало
грохотал
Глаголы совершенного вида:
побежало
рванул
почувствует
напрягся
прислушался
уловило
обратился
налетел
Зачёркивания элементов
Зачеркните слова с орфографической ошибкой.
Выбирать, удирать, натирать, зажегать, замирать, вычетать, расстилать, выберу, выдерет, утиреть, выжиг, замер, вычесть, застилить, блистать.
Разбор задания:
В корнях с чередованием гласных е – и пишется буква и, если после корня идёт суффикс -а-. В остальных случаях пишется буква е.
Правильный ответ:
Выбирать, удирать, натирать, зажегать, замирать, вычетать, расстилать, выберу, выдерет, утиреть, выжиг, замер, вычесть, застилить, блистать.