Конспект урока
Математика
6 класс
Урок № 80
Столбчатые диаграммы. Графики
Перечень рассматриваемых вопросов:
- столбчатые диаграммы и графики;
- обработка информации, наглядное изображение информации;
- построение и чтение диаграмм и графиков.
Тезаурус
Диаграмма предназначена для наглядного изображения информации, для сравнения нескольких значений одной и той же величины или различных величин между собой. Диаграммы бывают столбчатые, круговые и др.
График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать, как изменяются данные величины.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обработка информации. Таблицы
Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объёмы информации, представленные в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.
Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных.
Но таблицы не дают наглядного представления об информации.
Диаграммы. Виды диаграмм
Круговые диаграмма – наглядное изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких значений одной и той же величины.
Столбчатая диаграмма служит для того, чтобы сделать наглядным сравнение разных величин или изменение одной величины в зависимости от изменения другой; состоит из прямоугольных столбиков, высоты которых пропорциональны значениям величин.
Рассмотрим пример.
Итоги контрольной работы по математике
Выполнили работу:
на «2» – 3 ученика,
на «3» – 6 учеников,
на «4» – 11 учеников
на «5» – 7 учеников.
График – это линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
Например, температура воздуха может изменяться с течением времени.
Прежде чем приступить к описанию графика необходимо ответить на вопросы:
1) Зависимость между какими величинами изображена на графике?
2) Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
Зависимость между какими величинами изображена на графике?
Ответ: изображена зависимость между расстоянием S и временем t.
Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
Ответ: расстояние в 1 км равно 1 делению, а 1 ч равен 4 делениям, значит, 1 деление по оси t – это 15 мин.
Обратите внимание!
В течение первого часа, с 6 до 7 часов, был пройден путь в 5 км, т. е. скорость на этом участке составила 5 км/ч.
Затем время шло с 7 ч до 8 ч 45 мин, а расстояние не изменялось. Это стоянка, на графике она длится 1 ч 45 мин.
Последний этап движения – расстояние уменьшается до нуля с течением времени, значит, объект вернулся в исходную точку.
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Найдите скорость движения по графику.
За первые 2 часа был пройден путь 120 км.
Находим скорость по формуле: v = S : t = 120 : 2 = 60 (км/ч).
За время с 2 до 3 часов расстояние не менялось, значит скорость была равна нулю.