Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 81. Подготовка к итоговому тестированию.
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На этом уроке
мы повторим:
— признаки звуков;
— как разделять текст на предложения;
— как правильно оформлять предложение на письме;
— как правильно списывать предложение.
мы научимся:
— проверять правильность выполненного задания.
Тезаурус
Гласные звуки – это звуки, которые состоят только из голоса и образуют слог. При произнесении гласных струя воздуха не встречает преград.
Согласные звуки – это звуки, которые состоят из шума или из шума и голоса и не образуют слога. При произнесении согласных воздушная струя встречает на своем пути преграды.
Глухие согласные звуки – согласные звуки, при произнесении которых слышится только шум.
Звонкие согласные звуки – согласные звуки, которые произносятся с участием голоса.
Ударный гласный звук – это гласный в ударном слоге.
Безударный гласный звук – это гласный в безударном слоге.
Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Предложение – группа слов, связанных по смыслу.
Литература.
Основная:
- Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2014
Дополнительная:
- Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке мы повторим 2 темы «Звуки и буквы» и «Текст, предложение, диалог»
Звуки и буквы.
Вы, конечно, помните, на какие 2 большие группы можно разделить все звуки русского языка.
Конечно, это гласные и согласные.
Прочитайте слово: ЁЖИК
Определите, сколько в нем гласных, а сколько согласных звуков. Вы это уже умеете, но будьте внимательны, это не самое простое слово.
В слове ЁЖИК 2 гласных и 3 согласных звука.
Вы уже знаете, что гласный в слове может быть ударным, а может – безударным. Ударный гласный в слове всегда один, а безударных может быть много. Например, в слове «длинношеее» безударных гласных — 4.
Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Некоторые звонкие и глухие согласные образуют пары. Вы помните, какие это согласные?
[б]-[п] [в]-[ф] [з]-[с] [ж]-[ш] [г]-[к] [д]-[т]
Некоторые согласные называют шипящими. Давайте произнесем их так, чтобы все сразу поняли, почему.
Ж-ж-ж
Ш-ш-ш
Ч-ч-ч
Щ-щ-щ
Текст, предложение, диалог
Давайте вспомним, что такое текст. Мы знаем, что текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу.Давайте прочитаем эти предложения.
Вдруг небо потемнело.
Петя и Вася собрались гулять.
Что случилось?
Утром было солнышко.
На улице стало сыро.
Не беда!
Тучи тоже вышли погулять.
Пошел дождь.
Петя и Вася взяли зонтики и пошли гулять.
Это не текст. Мы не можем понять, о чем здесь говорится, где начало этой истории. Попробуем расставить предложения так, чтобы получился текст.
Утром было солнышко. Петя и Вася собрались гулять. Вдруг небо потемнело.
Что случилось? Тучи тоже вышли погулять.
Пошел дождь. Не беда! Петя и Вася взяли зонтики и пошли гулять.
У нас получился текст. Предложения связаны по смыслу, есть начало, основная часть и концовка.
Посчитай, сколько предложений в нашем тексте?
Правильно, 7.
А как ты их нашел?
Наверно, ты вспомнил, что каждое предложение в тексте начинается с заглавной буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
К предложению можно составить схему. Посмотри на схемы. Как ты думаешь, к каким предложениям из нашего текста подходит первая схема?
1.
2.
3.
Она подходит к двум предложениям:
Утром было солнышко. Вдруг небо потемнело.
А вторая и третья схемы?
Они подходят к предложениям с вопросительным и восклицательным знаками.
Не беда!
и
Что случилось?
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков слова так, чтобы получился текст.
Маша и Катя пришли к _________. Здесь плавает утка с __________. Девочки стали кидать утятам хлеб. Все утята поплыли к ___________.
Слова для справок: озеро, утята, берег.
Все слова в предложении связаны между собой. Чтобы у нас получились предложения и текст, слова «озеро», «утята» и «берег» надо изменить.
Маша и Катя пришли к озеру. Здесь плавает утка с утятами. Девочки стали кидать утятам хлеб. Все утята поплыли к берегу.
2. Зачеркните лишнее слово:
Заяц, рысь, лиса, ёж.
Чтобы правильно выполнить это задание, надо посчитать и сравнить, сколько в каждом из этих слов согласных.
Заяц – 3 согласных;
Рысь – 2 согласных;
Лиса – 2 согласных;
Ёж – 2 согласных.
Лишнее слово – заяц.