Урок 82. Имя существительное

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Урок 82.

Тема. Имя существительное.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Вспомнить изученные признаки имён существительных.
  2. Обобщить признаки имён существительных.

Глоссарий по теме:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?

Существительные могут иметь одно значение и много значений: могут являться однозначными и многозначными.

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительные называются неодушевлёнными. В начальной форме отвечают на вопрос что?

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, сёл, рек, озёр, морей), название улиц, площадей, художественный произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные – нарицательные.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имен существительных по числам меняется и его окончание.

В единственном числе, как правило, существительные имеют окончания: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -,и-, -а, -ья.

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: шкаф, стол, мальчик.

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, мальчики.

Каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит определённому роду: мужскому, женскому, среднему.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, мой, – мужского рода: он (мой) дядя, он (мой) картофель.

Имена существительные, которые можно заменить, местоимением она, моя, – женского рода: она (моя) – морковь, она (моя) – фамилия.

Имена существительные, которые можно заменить местоимением оно, моё, – среднего рода: оно (моё) имя, оно (моё) варенье, оно (моё) пальто.

Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

мужской род: нулевое, -я; — а.

женский род: нулевое, -а, -я.

средний род: -е, -о.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, рожь. Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, врач, нож.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Количество падежей в русском языке тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке он выражается окончанием.

Рассмотрим склонение (изменение по падежам) разных существительных.

И. вода стол окно ночь

Р. воды стола окна ночи

Д. воде столу окну ночи

В. воду стол окно ночь

Т. водой столом окном ночью

П. о воде о столе об окне о ночи

Обратим внимание, каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет разную роль в словосочетании или предложении.

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

Чтобы определить падеж имени существительного, надо найти слово, с которым это существительное связано и поставить от него падежный вопрос. По падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Падеж имён существительных.

Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных и запишите в нужный столбец таблица.

Размахивал флагом, выбежал из дома, завтракал в кафе, смастерила для мамы, прибежали к бабушке, стучал молотком, сбился с пути, встречал на перроне, заправил майонезом, шли по дорожке, думал о маме, гулял по крышам

Р.п.

Д.п.

Т.п.

Пр.п.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Правильный ответ:

Р.п.

Д.п.

Т.п.

Пр.п.

выбежал из дома

прибежали к бабушке

размахивал флагом

завтракал в кафе

смастерила для мамы

шли по дорожке

стучал молотком

встречал на перроне

сбился с пути

гулял по крышам

заправил майонезом

думал о маме

Задание. Число и падеж имён существительных.

Прочитайте. Определите число и падеж имён существительных.

Я увидел на дереве (______) сорок (_______).

Малыш (_________) сладко спит на кроватке (_________).

Из подвала (_______) запахло плесенью (_______).

Нам присылают письма (_________) по почте (________)

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Правильный ответ:

Я увидел на дереве (ед. ч., Пр. п.) сорок (мн. ч., В. п.).

Малыш (ед. ч., Им. п.) сладко спит на кроватке (ед. ч., Пр. п.).

Из подвала (ед. ч., Р. п.) запахло плесенью (ед. ч., Т. п.).

Нам присылают письма (мн. ч., Им. п.) по почте (ед. ч., Д. п.)