Конспект урока
Русский язык
10 класс
Урок № 16
Тема: Текст и его преобразование
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Текст и его преобразование». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о тексте, его признаках и строении, овладеют такими приемами информационной переработки текстов, как план, тезисы, конспект, реферат, познакомятся с правилами написания аннотации и рецензии, научатся редактировать собственные тексты.
Глоссарий
Текст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.
Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.
Идея текста – это главная мысль высказывания.
Микротема – часть общей темы текста.
Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.
Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.
Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.
Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.
Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.
Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.
План текста – объединение элементов текстовой информации.
Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текстаекст–основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.
Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.
Идея текста – это главная мысль высказывания.
Микротема – часть общей темы текста.
Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.
Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.
Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.
Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.
Рассуждение – тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.
Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.
План текста – объединение элементов текстовой информации.
Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текста.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.
Дополнительная литература:
1. Т.С. Кудрявцева. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10–11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010 – 144 с.
2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М.: Айрис-Пресс, 2007 – 204 с.
Интернет-ресурсы:
Образовательный портал Студопедия. URL: http://www.studopedia.ru (дата обращения — 30.11.2018).
Материал для самостоятельного изучения темы
Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое, зеленое, желтое… Тропинка вела вниз, и лес становился все темнее и темнее. Из окошка тянуло сладким тоскливым запахом, и по деревьям вокруг ходили тени. Лес был сосновый и редкий, ноги скользили по опавшей хвое. Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Ноги проваливались во влажный песок…
Являются ли данные предложения текстом?
На первый взгляд, предложения связаны общей темой, т.е. предметом изображения: лес, тропинка, сосны. Несмотря на тематическую общность, эти предложения не обладают цельностью, которую ученый-психолингвист Леонид Владимирович Сахарный определил как динамическое представление об объекте. Иными словами, эти предложения не имеют общего «вектора» движения, хотя формально движение задано глаголами поднялось, вела, тянуло, ходили, скользили, причалили, проваливались.
Между предложениями нет логической связи. Так, в первом предложении говорится о солнце, поднявшемся над лесом, а во втором — о наползающей темноте. В третьем среди лесного пространства вдруг появляется окошко, из которого «тянуло сладким тоскливым запахом».В одном предложении говорится, что «ноги скользили по опавшей хвое», а в другом — «Ноги проваливались во влажный песок». Наконец неправильное употребление личного местоимения они в предложении «Они причалили к северному берегу» приводит к искажению смысла, потому что по закону цепной связи предложений они — это ноги.
Итак, рассмотренные предложения не обладают цельностью — главным признаком связного текста, поэтому не являются текстом.
Текст — это речевое произведение, основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека.
Текст характеризуется
- тематическим единством (тема)
- смысловой цельностью (идея, главная мысль)
- наличием между предложениями грамматической связи (цепная и параллельная)
У текста есть определённая композиция: вступление, основная часть и вывод. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.
У текста есть функционально-смысловая принадлежность к определенному типу:
- повествование (действия во временной последовательности)
- описание (статичные картины, детали)
- рассуждение (развитие мыслио предмете речи)
Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному типу речи, чаще всего в текстах комбинируются описание, повествование и рассуждение.
У текста есть соотнесенность сопределенной функциональной разновидностью языка. В зависимости от этого выделяют тексты разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля.
Задание 1.
Восстановите порядок предложений в рассуждении и расставьте предложения в том порядке, при котором текст обретет цельностью.
1. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.
2. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.
3. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.
4. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.
5. Листопад у каждого дерева совершается по-своему.
Правильный вариант. 5, 3, 1, 2, 4. Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.
Подсказка:
Между первым и вторым, четвертым и пятым предложениями установлена цепная связь.
Задание 2.
Исключите текст, в котором предложения соединяются параллельной связью.
1) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)
2) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)
3) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».
Правильный вариант
3
Подсказка
При параллельной связи предложений в одном из текстов использован синтаксический параллелизм.