Урок 15. Функциональные разновидности русского литературного языка

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 15

Тема: Функциональные разновидности русского литературного языка.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • особенности пяти стилей речи: научного, официально-делового, художественного, публицистического и разговорного;
  • функциональные разновидности языка и характерные для них речевые жанры.

Глоссарий

Речь — это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми.

Разговорный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется для непринужденного общения, обмена информацией в неформальной обстановке. В целом он считается устным, однако его нередко используют и в письменных формах.

Научный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется в сфере науки и служит для сообщения и анализа информации, полученной в ходе научных исследований.

Официально-деловой стиль — функциональная разновидность русского литературного языка — используется в административно-правовой сфере и служит для информирования в официальной обстановке, а также для оформления документов: законов, приказов, постановлений и т.д. и т.п.

Публицистический стиль — функциональная разновидность русского литературного языка – используется в общественно-политической жизни: в прессе, на телевидении, в публичных выступлениях – и выполняет информационную, воздействующую, а также эстетическую функцию.

Художественный стиль — функциональная разновидность русского литературного языка, которая находит применение в художественной литературе, выполняя образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Стилистически окрашенная лексика — это языковые единицы, несущие экспрессивную стилистическую информацию, которая связывает их употребление с определёнными условиями общения.

Канцеляризмы — слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами, например: имеет место отсутствие запасных частей.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета//Балакай А. Г.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 – 768 с.;

2. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи// Штрекер Н. Ю. — М.: Юнити-Дана, 2003, 383 с.;

3. Введенская Л. А., Русский язык и культура речи//Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е. Ю — Ростов-на-Дону, 2001 г. — 424 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравнив два определения понятия «функциональный стиль», найдите в них общее и различное.

Первое определение. Функциональные стили — это разновидности русской литературной речи для каждой сферы общения с учетом речевой ситуации.

Второе определение. Функциональные стили — это разновидности литературного языка, выполняющего определенную функцию в общении.

Оба определения понятия содержат общие ключевые слова разновидности, общение,литературный. Но в первом определении понятие функциональный стиль связывается с речью, а во втором — с языком.

Сегодня на уроке мы рассмотрим функциональные разновидности русского литературного языка, связанного с различными ситуациями речи.

Знать язык в совершенстве — значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретёт такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.

Знать язык в совершенстве – значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой.

Задание 1.

Подберите к выделенным глаголам синонимичные словосочетания, характерные для официально-делового стиля речи.

1.Директорпредприятия решил повысить зарплату инженерам и подписал соответствующий приказ.

Директор предприятия принял решение повысить зарплату инженерам и поставил подпись под соответствующим приказом.

2. Родители согласились на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа.

Родители дали согласие на обучение и лечение своего ребенка в школе-интернате санаторного типа

Задание 2.

Установите соответствие между ролью стилистически окрашенной лексики и предложениями, содержащими подобную лексику.

1.

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом  жги сердца людей» (А. С. Пушкин).

2.

«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», – ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол». (Ф. А. Абрамов)

3. Богиня красоты, любви и наслажденья!

Давно минувших дней, другого поколенья

Пленительный завет!

Эллады пламенной любимое созданье,

Какою негою, каким очарованьем

Твой светлый миф одет! (И.С. Тургенев)

А. Служит средством речевой характеристики героя.

Б. Придает тексту возвышенное звучание.

В. Служит средством передачи авторской оценки.

Правильный вариант

1. – Б

2. – А

3. – В