Урок 18. Культура научного общения

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 18

Тема: Культура научного общения

Основные вопросы, рассматриваемые в теме:

  • функциональные разновидности русского литературного языка, лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля;
  • нормы речевого поведения в учебно-научной сфере, требования, предъявляемые к культуре научного общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • переработка научных текстов, умение передавать информацию в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций с учетом особенностей научного стиля.
  • Аннотация – это краткая характеристика книги, статьи и т.п. с точки зрения содержания и актуальности.
  • Аргументы – основания, доказательства, приводимые для обоснования тезиса.
  • Выписки – это дословное цитирование частей текста.
  • Дебаты (франц. Dйbats, от debatre — спорить) – спор (обмен мнениями) по поводу определенных теоретических положений, событий и тому подобное.
  • Диссертация – научная работа, представленная на соискание ученой степени, фундаментальный ученый труд.
  • Дискуссия – свободный публичный спор по какому-либо спорному вопросу, целью которого является установление и сопоставление равных (противоположных) точек зрения ради обретения истины.
  • Диспут – публичный спор по поводу важной научной или общественной проблемы, происходит с привлечением широкого круга специалистов.
  • Доклад – публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-нибудь темы. 
  • Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.
  • Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста.
  • Монография – научный труд, разрабатывающий одну тему.
  • Оппонент – лицо, выдвигающее определенное мнение
  • Полемика – разновидность спора, которому присущи противоборство сторон, противопоставление разных мыслей, идей, взглядов. Целью полемики является не достижение согласия, не поиск истины, а полная победа над оппонентом.
  • Пропонент – лицо, оспаривающее мнение оппонента.
  • Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку какого-либо произведения рецензентом.
  • Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания совокупности книг, статей или научной проблемы, результатов собственных научных исследований и т.д.
  • Статья – публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.
  • Стиль речи – функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.
  • Стилистика – наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.
  • Тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать.
  • Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

2. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика// Крылова О.А. – Москва: «Высшая школа», 2008 – 120 с.;

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи// Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е .Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, -544 с.;

4. Плещенко Т. П., Основы стилистики и культуры речи// Т.П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет.Минск: ТетраСистемс, 1999 – 544 с;

5. Черняк. В. Д. Русский язык и культура речи.– М.: СПб, 2003 – 363 с.;

6. Максимова В. И. Русский язык и культура речи.– М., 2002 – 382 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Институт открытого образования. Московский Политехнический Университет. http://www.hi-edu.ru/ // URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/topicsw.htm (дата обращения: 15.08.2018)

Цели и задачи урока

Дать понятие о нормах речевого поведения в учебно-научной сфере, окультуренаучного общения,в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Закрепить навык переработкинаучных текстов, умение передавать информацию в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций с учетомжанровых особенностей научного стиля.

Научить делать осознанный выбор языковых средств, характерных для научного стиля, выполнять требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, характерной для научного общения.

Обозначение ожидаемых результатов

Мы узнаем, какнужно строить речевые высказывания в разных жанрах научного стиля и представлять их в виде тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций и рецензий.

Мы научимся находить решение некоторых проблем, связанных с культурой научного общения, и ответим на вопрос, каким должно быть речевое поведение в учебно-научной сфере.

Мы сможем выбирать языковые средства, характерные для научного стиля, выполнять требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, характерной для научного общения.

Материал для самостоятельного изучения темы

Важнейшим требованием культуры научного спора является четкость, недвусмысленное формулировки ее темы, правильное определение предмета, положений или суждений, которые подлежат обсуждению с помощью обмена различными мнениями. Участники должны постоянно концентрировать внимание на главных положениях дискуссии или диспута. Для этого они должны глубоко понимать то, о чем дискутируют, знать предмет спора, быть эрудированными и компетентными. При отсутствии уверенности в своих знаниях относительно предмета спора лучше не участвовать в ней.

Необходимым условием научного общения является логическое и последовательное изложение мыслей, соблюдение главных законов логики. Особенно важной составляющей культуры научного мышления является доведение истинности суждений, положений. Структура доказательства, как правило, состоит из таких взаимосвязанных элементов, как тезис, аргументы и вывод.

Итак, настоящая культура научного общения сочетает умение правильно, логически мыслить, избегать некорректных приемов, тактичное вербальную поведение, интеллектуальную честность, благородство, смелость, критичность и самокритичность, внимание к другой точке зрения, способность принять ее, если она окажется истинной.

Этикет

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет – порядок речевого поведения, установленный в данном обществе. (Этикет – в конкретном понимании – этика общения.)

Речевой этикет – это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. («Толковый словарь русского речевого этикета»)

Речевой этикет – условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе) («Толковый словарь русского речевого этикета»).

Из истории этикета

Слово вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами. Создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана книга (переводная) «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиваться успеха при дворе и в свете.

Основы современного этикета (служебного) фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.

Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня не лучшие времена. Речевой этикет нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

Задание 1. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Определите разновидность научного стиля, к которой относятся тексты №1 и №2.

Текст №1 относится к ____.

Планета Земля состоит из твердой тонкой скорлупы сверху, вязкого слоя горячей мантии и твердого, скорее всего, железного ядра внутри. «Скорлупа» называется литосферой, она по геологическим меркам маленькая: 70–80 километров глубиной, а в глубине океанов – всего 20. И она не сплошная – вся её поверхность изрезана разломами. Мантия состоит из магмы – густой массы расплавленных пород с газами и парами воды. Её температура – около 3500 градусов у ядра Земли. 

Текст №2 относится к ____.

При эндотрахеальном наркозе проводится общее обезболивание с искусственной вентиляцией легких. Метод обеспечивает длительный эффект. При этом применяется целая комбинация лекарственных препаратов, а собственно анестетик поступает через трахею в легкие. Такой наркоз применяют для проведения кесарева сечения.

Правильный вариант

Текст №1 относится к научно-популярному подстилю.

Текст №2 относится к научно-учебному подстилю.

Подсказка

Текст №1 адресован школьникам, поэтомув нем геолого-географическая терминология адаптирована под их возраст.

Текст №2 адресован студентам-медикам, поэтому оннасыщен медицинской терминологией.

Задание 2. Сортировка элементов по категориям

Заполните пустые ячейки таблицы словами, обозначающими жанры подстилей научных текстов.

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

собственно научный стиль

научно-учебный

Жанры:

монография

диссертация

справочник

учебник

методическое пособие

курсовая работа

доклад

научная статья

реферат

аннотация

дипломная работа

лекция

Правильный вариант

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

собственно научный стиль

монография, доклад, научная статья, дипломная работа, диссертация,курсовая работа

научно-учебный

лекция, учебник, методическое пособие, реферат, справочник, аннотация

Подсказка

Научные тексты различаются по характеру излагаемой информации и по тому, какой аудитории они адресованы. В связи с этим научный стиль выступает в каком-либо из своих вариантов – подстилей. Для собственно научного общения приемлемым является научный подстиль. Сфера образования обслуживается научно-учебнымподстилем.