Урок 65. Закрепление изученного «Табличное умножение и деление с числом 2»

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 65. Закрепление изученного «Табличное умножение и деление с числом 2»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Что такое обратная задача?
  2. Сколько обратных задач можно составить к данной?
  3. Какие задачи являются обратными?

Глоссарий по теме:

Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения — •, х.

Деление – действие обратное умножению.

Задача – это математический текст, в котором есть условие и вопрос.

Условие задачи – то, что нам известно.

Вопрос задачи – то, что надо найти.

Данное число – известное число в задаче.

Искомое число – то, что неизвестно в задаче.

Обратная задача – текстовая задача, в которой искомое число становится данным.

Обязательная литература и дополнительная литература:

  1. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с.87-89
  2. М.И.Моро, С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 56

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете таблицу умножения числа 2 и на 2 можете выполнять деление на 2. Теперь перейдем к решению задач.

Вот первая.

Для ремонта купили 8 банок краски, по 2 кг в каждой. Сколько килограммов краски купили?

Составим схему решения этой задачи.

Урок 65. Закрепление изученного «Табличное умножение и деление с числом 2»

Решение задачи:

2 • 8 = 16 (кг)

Ответ: для ремонта купили 16 кг краски.

Сколько обратных задач можно составить к данной задаче?

В задаче два данных числа: 8 – количество банок краски и 2 – масса краски в одной банке. Значит, можно составить 2 обратные задачи.

Какие обратные задачи можно составить к данной?

  1. Для ремонта купили в банках 16 кг краски, по 2 кг в каждой. Сколько банок краски купили для ремонта?

Урок 65. Закрепление изученного «Табличное умножение и деление с числом 2»

16 : 2 = 8 (б.)

Ответ: 8 банок купили.

  1. Для ремонта купили 8 банок краски. Всего 16 кг. Сколько килограммов краски в одной банке?

Урок 65. Закрепление изученного «Табличное умножение и деление с числом 2»

16 : 8 = 2 (кг)

Ответ: 2 кг краски в каждой банке.

Задачи являются обратными данной, так как во всех трех задачах числовые данные одинаковые (8 – количество банок, 2 кг – масса краски в 1 банке, 16 кг – масса краски в 8 банках). В обратных задачах данное число становится искомым. Так в данной задаче неизвестна масса краски в 8 банках, а в обратной задаче оно становится известным. Искомое число количество банок в первой обратной задаче и масса краски в 1 банке во второй задаче.

Рассмотрим следующую задачу. Является ли она обратной данной?

Для ремонта купили 8 банок белой краски и 2 банки синей краски. Сколько килограммов краски купили?

Эта задача не является обратной. Несмотря на то, что вопрос в задачах один и тот же и используются одинаковые данные. Но первая задача решается действием умножение, а вторая – действием сложение. В данной задаче речь идет только о белой краске. А в этой задаче – о белой и синей краске. Значит, задачи не являются обратными.

Решим задачу.

Зоя купила 2 альбома, по 6 рублей за альбом. Сколько стоила вся покупка?

Решение: 6 • 2 = 12 (р.)

Ответ: 12 рублей.

Составим обратные задачи и решим их.

1) Зоя купила несколько альбомов, по 6 рублей за альбом. За всю покупку она заплатила 12 рублей. Сколько альбомов купила Зоя?

Решение: 12 : 6 = 2 (ал.)

Ответ: 2 альбома.

2) Зоя купила 2 альбома и заплатила за них 12 рублей.

Решение: 12 : 2 = 6 (руб.)

Ответ: 6 рублей.

Сравним решение следующих задач.

  1. За 10 дней израсходовали 20 кг картофеля, поровну в каждый день.

Решение: 20 : 10 = 2 (кг)

Ответ: 2 кг в день.

  1. На сколько дней хватит 20 кг картофеля, если в день расходовать по 10 кг?

Решение: 20 : 10 = 2 (дня)

Ответ: 2 дня.

Задачи не являются обратными, так как в первой задаче расходовали в день 2 кг, а во второй 10 кг в день.

Запомните, обратная задача – текстовая задача, в которой искомое число становится данным.

Вывод:

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Обратная задача – текстовая задача, в которой искомое число становится данным.

К данной задаче можно составить несколько обратных задач. Количество обратных задач зависит от количества числовых данных в задаче.

Не все задачи с одинаковыми числовыми данными являются обратными.

Выполним несколько тренировочных заданий.

1. Решите задачу.

В два пакета разложили поровну 14 пряников. Сколько пряников в одном пакете?

Решение: 14 : 2 = 7 (п.)

Ответ: 7 пряников.

Составьте обратные задачи к данной.

Проверьте! Можно составить 2 обратные задачи:

— В несколько пакетов разложили поровну 14 пряников, по 7 штук в каждый пакет. Сколько пакетов заняли пряники?

— В одном пакете 7 пряников. Сколько пряников в 2 таких же пакетах?

2. Какие из приведенных ниже задач являются обратными данной?

В картинной галерее на каждой стене висит 4 картины. Сколько стен занимают 12 картин?

А) В картинной галерее на каждой стене висит 4 картины. Сколько картин висит на 3 стенах?

Б) В картинной галерее на трех стенах висит 12 картин, на каждой стене поровну. Сколько картин висит на одной стене?

В) В картинной галерее на каждой стене висит 6 картин. Сколько стен занимают 12 картин?

Обратными являются задачи А) и Б).