Мои горизонты 22 мая 8 класс «Рефлексивное занятие»

Мои горизонты 22 мая 6 класс Поделиться:

Для успешного проведения занятия необходимо заранее подготовить следующие материалы:

Слайды с информацией по теме занятия, заданиями и правильными ответами для игр и обсуждений;

Листочки, коробку и необходимые раздаточные материалы для игр и заданий. Также необходимо учесть организационные моменты:

Перед проведением занятия для игры «ВопросоХод» желательно заранее организовать пространство: столы следует расставить так, чтобы в центре осталось достаточно места для круга, в который встанут обучающиеся;

Попросить обучающихся подготовить ручки, фломастеры, карандаши и тетради;

Если сохранились заполненные раздаточные материалы, с которыми обучающиеся работали на рефлексивном занятии в конце прошлого полугодия, можно воспользоваться ими для того, чтобы оценить прогресс;

Убедиться в наличии доступа к экрану и оборудованию для показа видеороликов. Заранее ознакомиться с содержанием видеороликов и вопросами для обсуждения, чтобы эффективно модерировать диалог с обучающимися.

Если обучающимся будет сложно ответить на вопросы, можно предложить им вспомнить, что запомнилось и понравилось на профориентационных занятиях в течение года.

Чтобы занятие стало для обучающихся запоминающимся и праздничным, на доске можно написать: «Спасибо за этот год!» или «Вы молодцы! Новый маршрут начинается здесь!».

Примеры карточек:

Ты сделал(а) важный шаг к своей мечте. Продолжай идти вперёд! Этот год показал, что ты умеешь учиться и искать. Не останавливайся! Каждый твой интерес — это подсказка к большому пути. Береги их!

Ты сильнее, смелее и умнее, чем был(а) год назад. Отличная работа! Твои открытия — начало удивительного путешествия!

Главное открытие этого года — ты сам(а)!

Верь в себя и не бойся выбирать свой путь!

Каждое твоё маленькое действие — это шаг к большим мечтам! Ты умеешь искать, думать, пробовать, добиваться результата! Верь в себя и не бойся выбирать сложный путь!

Самое лучшее в пути — начать. И ты это сделал(а)!

Примеры карточек даны в раздаточном материале. Если распечатать материал нет возможности, педагог может подготовить их самостоятельно.

Введение

Слово педагога: Приветствую вас, ребята! Сегодня у нас необычное занятие — оно про вас самих. Целый год вы шаг за шагом открывали для себя что-то важное. Это было похоже на путешествие, где каждый новый интерес, каждая маленькая победа, каждая идея становились частью большого пазла — пазла знаний о себе и мире профессий.

Кто-то понял, что ему интересно работать в команде, кто-то — что нравится лечить животных, строить, создавать, исследовать. Кто-то задумался о будущей профессии, а кто-то честно признался себе, что пока не знает, чем хочет заниматься, — и это тоже важный шаг!

И вот теперь пришло время оглянуться назад и сказать себе: «Я молодец. Я всё это прошёл(ла). Я интересовался(ась), думал(а) и пробовал(а)!».

А начнём мы с небольшого видеоролика, чтобы с теплотой вспомнить, каким интересным и насыщенным был этот год.

Видеоролик «Итоги года»

Текст видеоролика:

Привет!

Как быстро пролетел этот учебный год. А ведь было столько всего! Что ты узнал о себе? Какие вопросы начал себе задавать? За этот год ты успел многое — подумать о профессиях, лучше понять себя и представить варианты своего будущего. Это был классный маршрут — и ты его прошёл.

«Россия — мои горизонты» — курс, с которым ты путешествовал весь год. За это время прошло более 30 самых разных занятий, и ты наверняка узнал, что тебе интересно.

Слушать себя важно! Это поможет понять, в каком направлении двигаться дальше. Когда ты знаешь, что тебе нравится, тебе легче выбрать путь. Если же пока не знаешь, это тоже нормально — это время для поиска и размышлений.

Важные шаги ты делал не только на занятиях. Возможно, ты разговаривал с родными о том, кем они мечтали стать в детстве. Встречался с людьми разных профессий и заглядывал в их рабочие будни. А, может, ты начал что-то новое — записался в кружок, прошёл онлайн-курс, попробовал необычное хобби. Каждое такое действие — это твой способ сказать: «Я ищу. Я думаю. Я выбираю».

А теперь самое время сказать себе спасибо за этот год. За каждый вопрос, за каждый шаг, за каждый интерес. Всё, что ты узнал и попробовал, уже делает тебя сильнее. Впереди ещё больше возможностей, и каждая из них — новый шаг к мечте.

Рефлексия «Карта значимых событий»

Педагог раздаёт обучающимся индивидуальные карты профориентационно значимых

Слово педагога: Сейчас я раздам вам индивидуальные карты профориентационно значимых событий. В них вы сможете фиксировать всё важное, что запомнилось вам за этот учебный год. Здесь нет оценок и правильных ответов — это ваша личная история.

демонстрирует слайд с шаблоном или переносит шаблон на доску, а обучающиеся копируют
Если распечатать их нет возможности, педагог
событий, которые им необходимо заполнить.

Карта поможет шестиклассникам зафиксировать свой путь, осмыслить важные моменты и сделать выводы. Шаблоны карт даны в раздаточных материалах.

Шаблон карты значимых событий для педагога:

Самая интересная профессия, о которой я узнал(а) Самое запоминающееся общение с профессионалом Самое интересное занятие «Россия — мои горизонты» Какая среда самая подходящая для меня?

Что мне понравилось в этой среде? За что меня можно похвалить?

Что бы я хотел(а) попробовать сделать этим летом?

Важно: на протяжении всего занятия педагог координирует процесс заполнения карты, указывая, в какое время заполняется каждый её раздел.

Слово педагога: Начнём с первого пункта. Прислушайтесь к себе и запишите, какая профессия показалась вам самой интересной и какое общение с профессионалом запомнилось больше всего. Это пункты № 1 и № 2 в ваших картах. Их выполнение поможет лучше понять, что важно для вас, и сделать правильный выбор в будущем.

Педагог даёт обучающимся минуту на запись.

Рефлексия прошедшего года

 

 

Упражнение на рефлексию опыта

Слово педагога: Ребята, теперь пришло время немного поиграть и проверить, насколько хорошо вы знаете свои интересы и предпочтения! Мы будем двигаться по классу и выбирать ответы на вопросы.

Все обучающиеся идут в конец класса. Каждый угол класса соответствует одной букве: А, Б, В или Г. Затем педагог задаёт вопросы и предлагает четыре варианта ответа. Задача обучающихся — выбрать тот ответ, который им больше всего подходит, и пройти в угол, соответствующий выбранной букве. Рекомендуем предупредить обучающихся, чтобы они выслушали все варианты ответов перед принятием решения.

Слово педагога: Итак, в каждом углу класса будет свой вариант ответа — А, Б, В или Г. После того как я задам вопрос, нужно будет выбрать тот вариант, который вам больше всего нравится, и пройти в угол с соответствующей буквой. Затем обсудим, почему вы выбрали именно этот вариант ответа. Начнём!

Вопросы для педагога:

Какая профессия вам кажется самой интересной? А — Профессия, где я помогаю людям.

Б — Профессия, связанная с поездками в разные точки России.

В — Профессия, связанная с техникой или компьютерами.

Г — Профессия, в которой я работаю с животными.

После каждого вопроса педагог даёт группам, оказавшимся в каждом углу, 20 секунд на обсуждение, а затем опрашивает обучающихся из всех групп.

Что из того, что мы изучали в этом году, вам понравилось больше всего?

А — Практико-ориентированные занятия, где я мог(ла) попробовать себя и свои силы в профессии, погрузиться в процесс.

Б — Обсуждение разных профессий и их особенностей.

В — Диагностики, которые помогли понять, что мне интересно.

Г — Игры и задания, которые помогали узнать больше о своих сильных сторонах. Обсуждение ответов.

Что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы быть успешным в своей профессии? А — Быть трудолюбивым и много работать.

Б — Уметь думать нестандартно и креативно.

В — Уметь работать в команде и общаться с людьми.

Г — Развивать свои навыки и учиться всю жизнь.

Обсуждение ответов.

Что вы обычно делаете, когда перед вами сложная задача? А — Сразу берусь за дело и стараюсь быстро всё решить.

Б — Думаю, какие есть варианты, и выбираю самый подходящий.

В — Обращаюсь за помощью, если сам(а) не справляюсь. Г — Пробую разное — вдруг какой-то способ сработает! Обсуждение ответов.

Примечание: Если в каком-то углу оказался один человек, то педагог может провести с ним обсуждение. Если по одному человеку оказалось в двух углах, то они могут провести обсуждение друг с другом.

Индивидуальная рефлексия опыта

Слово педагога: Ребята, а какое занятие из курса «Россия — мои горизонты» запомнилось вам больше всего и чем?

Обучающиеся отвечают по поднятой руке. Педагог опрашивает троих или четверых человек. Далее педагог просит всех обучающихся зафиксировать свои ответы в карте, в задании № 3. Слово педагога: Предлагаю каждому подумать над этим вопросом и записать ответ в карту, в пункт № 3.

Педагог даёт время обучающимся записать ответы.

Слово педагога: А теперь давайте ещё немного подумаем о себе. В пункте № 4 выберите ту среду, в которой вам особенно интересно развиваться. В пункте № 5 напишите, что именно в ней вам нравится.

Педагог зачитывает вслух названия сред и отраслей, предлагая обучающимся перенести в их карты только те, которые показались самыми подходящими лично для них:

Здоровая:

Медицина и фармация; Биология и биотехнология;

Экология (рациональное природопользование и охрана природы).

Комфортная:

Строительство, архитектура; Транспорт;

Энергетика.

Безопасная:

Полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана;

Военно-промышленный комплекс (ВПК); Вооружённые силы и гражданская оборона. Умная:

Наука и образование;

Программирование и телекоммуникации.

Креативная:

Искусство и дизайн.

Социальная:

Сервис и туризм.

Деловая:

Предпринимательство.

Индустриальная:

Тяжёлая промышленность, машиностроение; Лёгкая промышленность;

Добыча и переработка; Атомная промышленность. Аграрная:

Растениеводство и садоводство; Животноводство, селекция и генетика;

Пищевая промышленность и общественное питание.

Слово педагога: А в пункте № 6 попробуйте честно ответить себе на вопрос: за что вы можете себя похвалить по итогам этого года?

Дать обучающимся время на запись ответов.

Игра «ВопросоХод»

Цель игры: помочь обучающимся обсудить профессиональные интересы, цели, качества, мысли и мечты, используя придуманные ими вопросы в формате «передвижного интервью». Важно: Перед началом занятия для проведения игры «ВопросоХод» желательно заранее организовать пространство: столы следует расставить так, чтобы в центре осталось достаточно места для круга, в который встанут обучающиеся.

Повторяться нельзя, цель — чтобы все (или большинство желающих участников) успели ответить на вопросы. Время на игру — 15 минут.

Слово педагога: Молодцы! Наполняем копилочку дальше! Сейчас я раздам каждому по одной карточке, а вы запишете в неё один вопрос по теме нашего занятия.

Например:

Какие качества у тебя лучше всего развиты?

Какие качества тебе предстоит развить? Что тебе особенно интересно и почему?

Какие твои интересы ты хочешь развивать дальше?

Обучающиеся пишут на них свои вопросы и

этом этапе занятия раздать их обучающимся.

складывают карточки в коробки.

Слово педагога: А теперь предлагаю оставить вещи на своих партах, перейти в центр и встать в круг.

Правила игры:

Первый участник тянет из коробки одну карточку с вопросом наугад, зачитывает его вслух и коротко отвечает.

Далее коробка передаётся следующему по очереди или любому желающему участнику. Повторяться нельзя! Передавайте коробку с вопросами тем, кто ещё не отвечал. Постарайтесь держать бодрый темп! Итак, начнём!

Игра обучающихся — 15 минут.

Версия игры с усложнениями:

По желанию педагог может добавить усложнение к игре (если хочется добавить энергии). Педагог, сообщив об этом обучающимся, дополнительно кладёт свои пять карточек, отмеченных звёздочкой, внутрь коробки. Эти карточки — «сюрприз-вопросы»: например, нужно ответить, стоя на одной ноге. Условия усложнения будут написаны на карточках.

Примеры карточек для педагога:

Есть ли профессия, о которой ты раньше не знал(а), а теперь тебе хочется узнать о ней побольше?

Усложнение:

Дай ответ, стоя на одной ноге.

Если бы можно было за один день научиться чему угодно, что бы ты выбрал(а)? Усложнение:

Дай ответ с закрытыми глазами.

В какой кружок или секцию тебе хотелось бы пойти, но пока не получилось? Усложнение:

Произнеси ответ важно и торжественно, как ведущий новостей.

Что бы ты посоветовал(а) другу, который совсем не знает, кем хочет стать в будущем?

Усложнение:

Дай ответ со скрещенными руками за спиной.

Какие качества тебе особенно нравятся в других людях? Почему именно эти?

 

Усложнение:

Сделай три поворота вокруг себя и дай ответ.

Слово педагога: Молодцы! Наполняем копилочку дальше! Сейчас я раздам каждому по одной карточке, а вы запишете в неё один вопрос по теме нашего занятия.

Например:

Какие качества у тебя лучше всего развиты? Какие качества тебе предстоит развить?

А теперь предлагаю оставить вещи на своих партах, перейти в центр и встать в круг.

Правила игры:

Первый участник тянет из коробки одну карточку с вопросом наугад, зачитывает его вслух и коротко отвечает.

Далее коробка передаётся следующему по очереди или любому желающему участнику. Повторяться нельзя: передавайте коробку с вопросами тем, кто ещё не отвечал.

Будьте внимательны, в коробке есть пять карточек с «сюрприз-вопросами», которые будут помечены звёздочкой. Если вам попалась такая карточка, зачитайте вопрос и все условия в этой карточке.

Постарайтесь держать бодрый темп! Итак, начнём! Игра обучающихся — 15 минут.

Слово педагога: Спасибо за игру, каждый добавил свою изюминку! Так, ребята, пока мы играли, я почувствовал(а) лёгкий ветерок… Нет, это не сквозняк из окна — это предчувствие лета! Оно уже стучится в дверь, и у него в руках — миллион вариантов, чем заняться. Давайте откроем ему дверь пошире — включим видеоролик и посмотрим, какие сюрпризы готовит нам лето!

Видеоролик «Планы на лето»

Текст видеоролика:

Позади насыщенный год. Ты не просто узнавал новое — ты искал, пробовал, размышлял. Где-то сомневался, где-то удивлялся, а где-то удивлял сам себя. И главное — ты стал лучше понимать, что тебе интересно, в чём ты силён, а что ещё можно подтянуть. Ты уже начал строить свой маршрут — и это действительно важно.

А впереди — лето. Это отличное время, чтобы развить свои сильные стороны и потренировать те качества, которые пока только на старте. Не обязательно ставить грандиозные цели. Иногда один небольшой, но осознанный шаг помогает гораздо больше. Подумай: чему из того, что ты уже открыл о себе, ты хочешь уделить внимание этим летом? Вот несколько идей, чем можно заняться летом, чтобы лучше узнать себя, развивать интересы и попробовать что-то новое:

  • Найди летний лагерь по интересам: технические смены, научные школы, творческие проекты.
  • Поучаствуй в конкурсах, чтобы попасть в лагеря «Сириус», «Смена», «Океан» и другие.
  • Подумай, как соединить лето и свои интересы:

Любишь технику? Помоги взрослым с ремонтом или сборкой техники.

Нравится природа? Присоединись к уходу за садом, растениями или животными. Любишь общаться? Подготовь экскурсию о родных местах для родных и друзей.

  • Прочитай книгу или посмотри фильм о том, что тебе интересно, — от науки до приключений.
  • Начни вести «дневник лета»: записывай или зарисовывай, что пробовал, о чём думал, что понравилось, что удивило.
  • Попробуй что-то новое: запишись в кружок, мастер-класс или попробуй дома непривычное занятие — например, нарисуй картину, испеки что-то вкусное или собери модель своими руками.
  • Составь список интересов: за лето запиши 5–10 вещей, которые тебе нравятся, и подумай, что из этого тебе особенно хотелось бы развивать.
  • Понаблюдай за работой родителей, знакомых или соседей: какие профессии тебе показались интересными?
  • Послушай подкаст или интервью о людях, которые нашли дело своей мечты.
  • Придумай маленький летний проект для себя: написать рассказ, собрать мини-выставку, сделать исследование.

Всё, что ты узнаешь этим летом о себе, о жизни, о работе других людей, может стать частью твоего будущего.

Не забывай: ты не один. Рядом есть те, кто может поддержать, — родные, учителя, друзья. Не бойся спрашивать, делиться, советоваться. И не бойся действовать.

Теперь задание: выбери одну или несколько идей и поставь себе маленькую цель на лето. Запиши её в свой план — как ориентир, как первый шаг. А осенью будет интересно посмотреть, что у тебя получилось.

Обсуждение «Мои планы: как я проведу лето»

Слово педагога: Ребята, мы с вами прошли большой путь, и это было настоящее приключение! А вы уже думали, чем хотите заняться летом?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: А теперь запишите самостоятельно в карту свою профориентационную цель или несколько целей, которые вы хотели бы осуществить этим летом. Это пункт № 7.

Педагог даёт обучающимся время на запись.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Слово педагога: Ну что, готовы ещё немного размяться? Давайте сыграем в игру, где вы сможете высказать своё мнение прямо на ходу! Я буду зачитывать вам разные утверждения. После каждого утверждения вам нужно будет выбрать один из трёх вариантов и перейти в нужную часть класса, и, главное, в этой игре нет правильных и неправильных ответов, нет проигравших, а есть ваше мнение и ваши мысли:

Если думаешь: «Да! Это прямо про меня!» — шагай вправо; Если «Нет, это точно не про меня!» — идёшь влево;

А если «Ммм… может быть, я ещё думаю…» — встаёшь в центр.

Педагог зачитывает утверждения. Обучающиеся выбирают стороны.

Утверждения для педагога:

Теперь я лучше понимаю, что мне интересно.

Я пока не решил для себя, какая профессия мне по душе.

Я могу назвать хотя бы три профессии, которые звучат увлекательно. Я начал думать о том, чем хочу заниматься.

Я понял, что профессий гораздо больше, чем я думал.

Я узнал в этом году хотя бы одну профессию, о которой раньше не знал.

Я понял, как могу развивать определённые навыки, которые помогут мне в будущем. Я понял, что даже если я пока не определился, — это нормально.

За этот год я стал более уверенным в своём выборе профессии. Я хочу попробовать себя в чём-то новом этим летом.

Я бы хотел узнать больше о профессии, которая меня заинтересовала. Мне стало проще рассказывать другим, что мне интересно.

Заключительная часть

 

 

Итоговое слово педагога

Слово педагога: Ребята, сохраните свои записи, которые вы только что сделали. Это ваш первый личный план на лето. Через пару дней загляните в него снова — возможно, вам захочется что-то дополнить или изменить. Обязательно обсудите свои идеи с родными или взрослыми, которым вы доверяете: они могут подсказать, как лучше реализовать задуманное. И пусть лето подарит не только яркие моменты, но и поможет вам продолжать лучше узнавать себя — смелого, умного, настоящего! Спасибо, что весь этот учебный год мы шли рядом!

Педагог может закончить занятие общим жестом — попросить обучающихся соединить ладони в центре круга, подарить аплодисменты друг другу или попросить желающих сказать добрые слова одноклассникам.