Разговоры о важном. 4 декабря. 5 класс. «Мы вместе»

Поделиться:

Видео «Обращение Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров России А.П. Метелева» Смотреть

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме:

«МЫ ВМЕСТЕ»

 

Цели занятия:

  • формирование осознанного     отношения     к                   волонтерской деятельности;
  • формирование представления о жизни   как,   в   том                   числе, о проявлении себя в различных видах волонтерской деятельности;
  • воспитание нравственных качеств личности (доброта, милосердие,

сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).

 

Формирующиеся ценности: милосердие, социальное служение.

 

Основные смыслы: Добровольчество (волонтерство) имеет в нашей стране давние традиции, основанные на ценностях милосердия и социального служения. В наши дни волонтёрские инициативы получили поддержку государства, добровольческое движение стало масштабным и повсеместным. Волонтерство выступает формой реализации взаимопомощи и нормой жизни современного российского общества.

Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя в различных сферах, совершенствовать коммуникативные и развивать профессиональные навыки.

Партнер занятия: Ассоциация волонтерских центров.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и интерактивных элементов.

Комплект материалов:

сценарий,

методические рекомендации, видеоматериалы;

интерактивное задание.

 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

 

Учитель. Больше 100 поселков и городов в нашей стране начинаются со слова «добро». Это и город Добрянка в Пермском крае, и поселок Доброград в Калужской обрасти, и деревни Добрая Вода и Добрая Надежда в Орловской и Рязанской областях… Сразу улыбаешься, когда слышишь такие названия.

Свой добрый город построим сегодня и мы.

Учитель открывает интерактивную карту города.

Учитель. Как будто перед нами обычный город. Здесь есть библиотека; парк; приют для животных; медицинский центр; спортивный центр; площадка для сортировки мусора; пекарня; велотренажеры, от которых заряжаются аккумуляторы для освещения городского парка; театр; зоопарк; клумбы цветов; маяк; завод по производству изделий из вторсырья; питомник деревьев; школа, детский сад

Как вы думаете, что делает обычный город добрым?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Конечно, люди! Люди, в любое время готовые прийти на помощь. Люди, заботящиеся о друг друге. Люди, улучшающие экологию.

 

 

Люди, устраивающие праздники для всех. Люди, изучающие мир вокруг. Мы с вами в прошлом году говорили о таких людях. О ком, как вы думаете, идет речь?

Ответы обучающихся

Учитель. Действительно, речь именно о них, о волонтерах. Без желания каждого делать добрые дела ни один город не станет добрым. В таком городе каждый может стать волонтером и делать добрые дела.

В   прошлом  году   мы   начали   с   вами   говорить  о   волонтерстве  и

волонтерском  движении,   и   вы   наверняка   вспомните   значение   слова

«волонтер».

Ответы обучающихся

 

Учитель. Вы совершенно правы. Термины «волонтер» и «волонтерство» произошли от латинского слова voluntarius – «добровольный». Вслушайтесь еще раз в это слово — «добровольный». Основа этого слова – добро.

Наше сегодняшнее занятие называется «Мы вместе». Как оно, на ваш взгляд, связано с темой волонтёрства, добровольчества?

Ответы обучающихся

Методический комментарий: при обсуждении учитель акцентирует внимание детей на том, что когда люди объединяются вместе ради добрых дел, то им по плечу любые задачи; что в нашей стране волонтерское движение объединяет в себе огромное количество людей разных возрастов, профессий, национальностей, и это количество с каждым годом растет. Важно вспомнить работу волонтёров в ковид, помощь волонтерских отрядов в зоне СВО.

 

Учитель. Какие волонтёрские организации, сообщества, занимающиеся добровольческой деятельности на территории нашего города/района/села вам известны? Какие они реализуют проекты? Кому оказывают помощь?

Ответы обучающихся

 

Учитель. Ребята, а кто из вас за прошедший год успел попробовать себя в роли волонтера? Расскажите о своем опыте волонтерской деятельности

Ответы обучающихся

 

 

Учитель. Ребята, сегодня в нашем разговоре о важном принимают участие финалисты Международной премии #МЫВМЕСТЕ, которая вручается лучшим волонтерам страны, внесшим значительный вклад в развитие добровольческой деятельности.

Премия #МЫВМЕСТЕ — это поддержка и признание со стороны государства деятельности, направленной на помощь людям и на улучшение качества жизни в России.

 

Демонстрация видеоролика «Говорим о важном с финалистами

премии #МЫВМЕСТЕ»

Учитель. Мы сейчас увидели и услышали людей, в чьей жизни волонтерство занимает значимое место.

Как вы думаете, что побуждает людей стать волонтерами? Что объединяет этих людей? Какие общие ценности, личностные качества, характерны для волонтеров?

Ответы обучающихся, обсуждение

Учитель. Действительно, взаимопомощь, взаимоподдержка, альтруизм, желание сделать мир лучше – это ценность, объединяющая людей, занимающихся волонтерской деятельность.

 

Часть 2. Основная.

Учитель. Направлений волонтерства, в которых можно найти деятельность по душе, становится все больше. Эксперты фонда «Добрый город Петербург» решили узнать у детей, кому дети готовы помогать больше всего? Как вы думаете, какие ответы встречались чаще всего?

Ответы обучающихся

Учитель. Оказалось, что дети готовы помогать больным детям и пожилым людям. А еще… — кошкам. Есть ли у кого-то из вас дома питомец – собака, кошка, птицы…?

Ответы обучающихся

Учитель. Посмотрите на карту нашего города. Есть ли среди городских мест те, где требуется помощь зооволонтера — добровольца для помощи животным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий для педагога: объекты, отмеченные оранжевым значком

«Добро.центр» относятся к теме зооволонтерства. Учителю рекомендуется обсудить с обучающимися, что могут они сделать в рамках этого вида волонтерства.

Учитель. А что может сделать зооволонтер? Что бы сделали вы, если бы были таким волонтером?

Ответы обучающихся, обсуждение: в парке развесить кормушки или листовки о том, что нельзя громко шуметь и т.д. Для приюта бездомных животных можно собрать еду, гигиенические принадлежности. В зоопарке, например, можно организовать обучающие экскурсии для малышей о том, как надо вести себя с домашними и дикими животными.

Учитель. Бывает так, что животных бросают хозяева. Отказываются от животных в нашей стране 26% их бывших хозяев. Бывает и так, что животные всегда живут на улице. В России работает около 700 приютов для безнадзорных животных.

Все приюты работают благодаря волонтёрам. Каждый из нас, или наш класс в полном составе, тоже может помочь бездомным животным. Всероссийский проект «Зоомиссия» призван сделать актуальной проблему помощи бездомным животным. В рамках этого проекта можно, в том числе,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель кликает на иконку «Приют для животных», запускает видеоролик.

Демонстрация видеоролика «Юна-класс»

Учитель. Ребята, а что мы с вами мы с вами можем сделать в рамках всероссийского проекта «Зоомиссия». Как думаете?

Ответы обучающихся: собрать еду и вещи для бездомных животных, подготовить листовки о правилах обращения с животными, рассказать малышам об этом.

 

Учитель. В каких еще сферах важна работа волонтеров?

Ответы обучающихся: помощь природе, заботу о пожилых людях, реставрацию памятников, участие в массовых событиях и т.д.

Учитель. Несколько раз прозвучало слово «экология». Это не случайно. Не очень много людей понимает, зачем мыть бутылки из-под кефира и чем плохи одноразовые стаканчики для воды. Природе нужна забота людей — волонтеров. Взглянем на карту города. Какие объекты, связанные с экологией, вы бы отметили на ней прежде всего?

Ответы обучающихся: площадка для сортировки мусора, велотренажеры в парке, пекарня, питомник для выращивания деревьев, школа

 

Учитель. А что могут делать волонтеры в этих местах?

Школьники вместе с педагогом называют посадку деревьев, озеленение пустырей и неухоженных территорий, строительство экотроп – маршрутов, проходящих через экологические системы и памятники природы, уборку мусора и организацию акций по его уборке, расчистку водоёмов, организацию экомероприятий, установку контейнеров для крышек и батареек, изготовление социальной рекламы для кафе о замене пластиковой посуды и т.д.

 

Учитель. Все верно! Забота о природе никогда не заканчивается. А много ли мы знаем об экологичном образе жизни?

Учитель кликает на иконку «Площадка по сортировке мусора», запускает интерактивное задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение интерактивного задания-викторины «Экология – это я»

  1. Что объединяет эти предметы: ватные палочки, стаканчики для кофе, пластиковые контейнеры, бахилы, воздушные шары, целлофановые пакеты.

А) Это «черный список» — предметы, которые очень сложны или невозможны для переработки

Б). Это то, без чего сложно обойтись В) Все они сделаны из пластика

  1. Чем можно заменить одноразовый стаканчик для кофе или чая

А) Бумажным стаканчиком

Б) Термокружкой или термосом В) Пластиковым стаканчиком

  1. Сколько процентов мусора перерабатывается в нашей стране?

А) 5-7%

Б) 15-20%

В) 30-35%

  1. Эта тара появилась чуть более 50-и лет назад. При горении этой тары выделяется газ фосген, известный как отравляющее вещество. До 90% этой тары не перерабатывается сейчас в нашей стране. Вещество, из которого

сделана эта тара, в 2022 году обнаружили в крови человека. Что это за тара?

А) консервная банка

Б) пластиковая бутылка В) Бумажный пакет

  1. Что это за правила: «Сократить потребление; перейти на многоразовые альтернативы; покупать вещи из вторых рук; использовать долго; меньше – не всегда хуже?»

А) Правила «зеленого» потребления Б) Правила экономики

В) Правила антирекламы

Учитель. Посмотрите на наш город. В его парке есть велотренажеры. А можно использовать занятие спортом и одновременно снижать нагрузку на нашу планету?

Ответ обучающихся: использовать велотренажеры, например, для освещения парка. На них можно разместить социальную рекламу

Учитель. Появилось ли у кого-то желание продолжать или начать заниматься эковолонтерством? Наверняка. Недавно «Движение Первых»

 

 

 

Справочно для учителя: прием заявок с 14 сентября по 30 апреля, принять в нем участие могут школьники от 6 до 17 лет, а также педагоги. Работать предстоит в командах — от 5 до 15 человек под руководством ментора

https://xn--d1axz.xn--p1ai/competition/3455

 

Часть 3. Заключение.

Учитель. Сегодня, в преддверии Дня добровольца (волонтера), на церемонии открытия форума #МЫВМЕСТЕ (в этом году пройдет в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ в Москве), участники

«Движения Первых» и все волонтеры страны запускают Всероссийскую акцию «Миллион добрых дел». Уже по названию можно понять суть этой акции. Любой из нас может принять в ней участие, совершив доброе дело. Это совсем не сложно!

Учитель предлагает ребятам обсудить конкретные дела, которые можно сделать в рамках акции «Миллион добрых дел», в том числе и присоединиться к школьным/районным/городским добровольческим проектам.

Учитель. Волонтерство – реальный способ изменить мир к лучшему. Как вы думаете, ребята, а как волонтерство влияет на тех, кто им занимается? В чем помогает?

Ответы обучающихся

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Волонтерство помогает и тому, кто им занимается: ты можешь делать то, что тебе действительно нравится (заниматься животными или ухаживать за растениями, очищать природу от мусора и т.д.), получить возможность развивать навыки взаимопомощи (взаимовыручки) и умения работать в команде с самого детства, ты общаешься с увлеченными людьми – все это обогащает твою жизнь и даже может помочь определиться с будущей профессией.

Чем больше добрых дел мы совершаем, тем больше добра становится в мире и вокруг нас! Будем творить добро вместе!

В завершении занятия учитель напоминает обучающимся о крупнейшей платформе добрых дел — DOBRO.RU, с которой ребята знакомились в прошлом году (на интерактивной карте размещен QR-код платформы и доп. информация), а также об образовательном ресурсе в сфере волонтёрской

 

 

ПОСТРАЗГОВОР

Организация встречи с советником директора по воспитанию и/или с лидерами школьных/городскими/региональными волонтерских отрядов с целью знакомства с проектами добровольческой направленности и участия в них.

Участие в волонтерских проектах, обсуждение которых проводилось на занятии.

Организация информационного ресурса на уровне класса или школы, в

котором перечисляются проекты, где принимают участие школьники.

Встреча   с   волонтерами   –   участниками   различных                        проектов              или организаций.