Урок 10. Морфемика и орфография

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 10

Тема: Морфемика и орфография

Перечень тем, рассматриваемых на уроке:

  • орфографические правила, основанные на морфологическом (морфемном) принципе написания.
  • единообразное написание приставок;
  • правописание безударной гласной в корне слова;
  • правописание суффиксов разных частей речи;
  • правописание окончаний разных частей речи

Глоссарий:

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. В слове

град орфограммой является согласная буква в конце слова.

Орфографическое правило – это инструкция, которая содержит норму правописания и условия её выбора.

Условие выбора орфограммы – морфологические, синтаксические, фонетические признаки, словообразовательные и смысловые особенности слов, которые влияют на выбор правильного написания.

Список литературы:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Материал для самостоятельного изучения

В системе орфографических правил есть несколько принципов, которые важно понимать. В правописании морфем это морфологический (или морфемный) принцип: «Пиши морфему единообразно, то есть одинаково, независимо от произношения».

Рассмотрим примеры. В русском языке есть слова с одинаковым корнем:

Ходит

Ходить

Пароход

Ходули

Выход

Определим произношение этого корня в каждом слове:

Хо́дит[хо́дʾ]

Ходи́ть[хадʾ]

Парохо́д[хо́т]

Ходу́ли[хад]

Вы́ход[хат]

— Мы имеем 5 вариантов произношения корня, но при этом во всех 5 словах корень пишется одинаково: -ход-. Почему? Почему в корне нужно писать букву о? Потому что есть возможность проверить её, поставив под ударение: хо́дит. Почему нужно писать в корне букву д? Потому что есть возможность проверить её, подобрав слово, в котором после согласного стоит гласный: ходули. Таким образом, во всех словах с корнем -ход- написание его одинаковое, единообразное.

То же относится и к написанию приставок, суффиксов и окончаний.

Сегодня на уроке мы повторим правила орфографии, основанные на морфологическом (или морфемном) принципе.

Морфологический (или морфемный) принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний. Это главный принцип, он лежит в основе большинства орфографических правил (96 % написаний).

Гора, гористый, горный, высокогорье, горы, предгорье – это однокоренные слова, в них корень —гор— имеет одинаковое (единообразное) написание, несмотря на различное произношение: гора [гара́], гористый [гарʾи́стый], горы [го́ры].

Единообразно пишутся и другие морфемы: ли́повый, лило́вый; в окне́, в стака́не; сделать, сжать.

Важно уметь членить текст на морфемы, чтобы применить правила правописания.

 Тренировочные здания

Задание 1. Какую букву нужно писать в корнях с чередованием гласных?

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, р(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а. о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Правильный ответ:

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание ударных и безударных гласных в корнях слов.

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, г(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а, о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Задание2. Распределите слова на группы: 1) с безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) с безударной непроверяемой гласной в корне слова; 3) с чередующейся гласной в корне слова.

Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, предпол..гать, прим..рять друзей, опт..мизм, прив..легия, водор..сли, благосл..вить, вл..жение, подр..сти, пос..деть на скамейке, впеч..тление, зав..зировать, просв..щение, тв..рение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, г..реть, ув..дать чудо, сп..шите задание, недоро..сль.

Правильный ответ

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание слов с безударной проверяемой гласной в корне слова; слов с безударной непроверяемой гласной в корне слова и слов с чередующейся гласной в корне слова.

  1. Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, прим..рять друзей, благосл..вить, пос..деть на скамейке, зав..зировать, просв..щение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, ув..дать чудо, сп..шите задание.
  2. Предпол..гать, водор..сли, вл..жение, подр..сти, тв..рение, г..реть, недоро..сль.
  3. Опт..мизм, прив..легия, впеч..тление.