Урок 11. Культура публичной речи

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок №11

Тема: «Культура публичной речи»

Перечень рассматриваемых вопросов.

Урок посвящён теме «Культура деловой речи». На уроке изучаются разновидности публичной речи, её композиции, требования к аргументации и принципы ведения дискуссии.

Глоссарий.

Оратор – Тот, кто произносит речь. Тот, кто обладает ораторским даром, красноречием. (по Большому толковому словарю русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. 2014).

Дискуссия – публичное групповое обсуждение вопроса, проблемы.

Тезис – Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п. (по Большому толковому словарю русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. 2014)

Аргумент – довод, которым можно подтвердить или опровергнуть мысль.

Основная и дополнительная литература.

Основная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 — 287 с.

Дополнительная литература:

  1. Речи, которые изменили России/ под ред. В.М. Юфа – Манн, Иванов и Фербер, 2017 — 264 с.;
  2. Речи, изменившие мир. От Сократа до Джобса. 55 важнейших выступле-ний в истории/ под ред. М.Терешиной – Эксмо, 2014 — 384 с.;
  3. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов/ А.Г. Петрякова, – М.: Флинта, 2018 — 256 с.;
  4. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2011. – 328 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Спонтанность, разговорная лексика и просторечия — всё это не характерно для качественной публичной речи, но, например, эмоциональность, большое количество вопросительных и восклицательных предложения — эти черты мы встретим как в дружеской беседе, так и в речи оратора. То есть публичная речь является одним из видов устной формы русского литературного языка.

Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения.

Во вступлении оратору необходимо пробудить интерес к своему выступлению, установить контакт со слушателями, обозначить его тему.

Хорошо начать выступление с яркой цитаты или риторического вопроса, рассказать короткий, но подходящий к теме случай из жизни. Это поможет привлечь внимание аудитории, настроить их на нужный лад.

Ни в коем случае не нужно «тянуть» вступление, извиняться за выбранную тему или рассказывать неподходящие анекдоты, особенно перед незнакомой публикой.

В основной части своего выступления оратор последовательно излагает свои тезисы, подтверждая их аргументами. Важна стройность и смысловая цельность выступления, речь не должна «распадаться» на части. Не допускаются в одной речи утверждения, противоречащие друг другу.

В заключении важно сделать вывод, подвести итог выступления, вернуться к тем вопросам, которые поднимались во вступлении, и кратко, чётко ответить на них, ещё раз подчеркнув основную мысль.

В конце необходимо поблагодарить аудиторию за внимание и предложить задать вопросы (если формат мероприятия это позволяет).

Публичная речь как вид устного общения в зависимости от цели говорящего может быть:

• информационной;

• развлекательной;

• протокольно-этикетной;

• убеждающей.

Для успешного выполнения коммуникативной задачи необходимо заранее подготовить материал для выступления, продумать его композицию, подобрать логические и психологические аргументы для подтверждения своих тезисов.

Дискуссия

Кроме обычных публичных выступлений, когда одна речь следует за другой, существует дискуссия, во время которой сразу группа людей высказывается по поводу того или иного вопроса, выражает своё отношение к проблеме. В отличие от спора, во время дискуссии каждое высказывание должно быть аргументировано.

Вот некоторые правила ведения дискуссии: (видим текст с правилами, который лежит в центре этого стола и голос его зачитывает)

  • относитесь к собеседникам уважительно, даже если категорически не согласны с их мнениями;
  • не прерывайте другого на полуслове, позволяйте высказаться;
  • внимательно слушайте того, кто говорит;
  • нельзя называть позицию человека глупой или смешной.

Излагая свою позицию или отвечая на высказывание собеседника, следует придерживаться такой структуры: «Позиция» «Обоснование» «Пример» «Следствие».

Если во время дискуссии убедительные аргументы других участников заставили вас задуматься или даже изменить точку зрения – не бойтесь это признать! Ведь главная цель дискуссии – не доказать свою правоту любыми средствами, а посмотреть на проблему с разных позиций.

Аргументы могут быть логическими и психологическими.

Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории.

Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным (рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни) или предположительным (а как бы могло быть в такой ситуации).

Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально (когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить) или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно (при условии, что найден общий признак).

Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1.

Укажите верные утверждения об фрагменте речи:

«Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!»

  • Это развлекательная речь
  • Это побудительная речь
  • Это протокольно-этикетная речь
  • В этой речи используются логические аргументы
  • В этой речи используются психологические аргументы

Правильный ответ:

  • Это побудительная речь
  • В этой речи используются психологические аргументы

Задание 2.

Выделите зелёным цветом позицию, синим – обоснование, жёлтым – пример, фиолетовым – следствие.

«Я не согласна с вашей позицией и считаю, что субботники являются важным и полезным мероприятием, так как благодаря субботникам можно не только убрать двор, но и познакомиться с соседями, почувствовать себя частью общества. В прошлом году благодаря субботнику в нашем дворе я познакомилась с ребятами из своего дома, и мы до сих пор общаемся и ходим друг к другу в гости. Именно поэтому я не считаю субботник пережитком прошлого».

Правильный ответ:

«Я не согласна с вашей позицией и считаю, что субботники являются важным и полезным мероприятием, так как благодаря субботникам можно не только убрать двор, но и познакомиться с соседями, почувствовать себя частью общества. В прошлом году благодаря субботнику в нашем дворе я познакомилась с ребятами из своего дома, и мы до сих пор общаемся и ходим друг к другу в гости. Именно поэтому я не считаю субботник пережитком прошлого».