Конспект урока
Русский язык
10 класс
Урок № 12
Тема: Правильность и выразительность морфологических форм
Перечень тем, рассматриваемых на уроке:
- склонение и употребление числительных,
- употребление местоимений,
- употребление глаголов,
- анализ стилистических особенностей употребления форм существительных, прилагательных и глаголов.
Ключевые слова: морфологические нормы современного русского литературного языка; морфологические (грамматические) ошибки.
Основная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для обще-образоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016г. – 88 с.
Дополнительная литература:
Голуб И. Б. Основы культуры речи/ Голуб И. Б – М.: Просвещение, 2005 г. – 296 с.
Открытые электронные ресурсы:
1) Портал о культуре письменной речи Gramma – URL:http://gramma.ru/;
2) Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/rozent1/index.php.
3) Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике – URL:http://rosental-book.ru/;
4) О. Северская «Два, две или двое?»// Образовательный интернет-журнал «1сентября» — URL: https://rus.1september.ru/article.php?ID=200801009.
Материал для самостоятельного изучения темы
Стилистические возможности морфологии
Части речи имеют стилистические особенности. Рассмотрим их на примере существительных, прилагательных и глаголов.
Особым стилистическим своеобразием отличаются существительные со значением лица, образующие пары мужского и женского рода: студент – студентка, артист – артистка, учитель – учительница. Существительные мужского рода выражают общее понятие о человеке, они имеют официальный оттенок. Существительные женского рода менее официальны.
Слова доктор, директор, депутат, профессор употребляются не только для обозначения лиц мужского пола, но и для обозначения лиц женского пола по роду занятий, профессии: в прениях выступиладепутат Савельева.
Слова врачиха, директриса, кондукторша имеют разговорный характер и сниженную стилистическую окраску.
Стилистическую окраску могут иметь формы числа имени существительного.
Существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении, и тогда эта грамматическая форма указывает на нерасчлененное множество предметов: К нему [анчару] и птица не летит, и тигр нейдёт (Пушкин); Всякого зверя и в степях, и в лесах было невероятное количество (Аксаков). Такое образное употребление форм единственного числа придаёт речи афористичность и эмоциональность: Превосходная должность – быть на земле человеком(Максим Горький).
Существительные множественного числа могут иметь яркий оттенок экспрессии: Чему вас только в институтах учат? Нет у меня времени по театрам расхаживать!
Есть стилистические различия в употреблении кратких и полных форм прилагательных. Сравним: река спокойная – река спокойна. Полная форма прилагательного обозначает постоянный признак предмета, а краткая – временный, т. е. река спокойна в данный момент. Ещё пример: дверь низкая – дверь низка́. Полная форма указывает на абсолютность признака, безотносительно к другим предметам, а краткая говорит об относительном признаке: дверь низка для того, чтобы внести высокий шкаф, например. Советы полезные (для всех) – советы полезны (для кого-то или чего-то).
При образовании краткой формы мужского рода у некоторых прилагательных возможны варианты: естествен – естественен, величествен – величественен, искусствен – искусственен и др. Первый вариант предпочтительней, так как соответствует закону экономии речевых усилий.
Экспрессией обладают формы настоящего времени при переносном употреблении. При описании прошлых событий формы настоящего времени позволяют создать живой рассказ: Вот мы трое идём на рассвете по зелёно-серебряному полю; слева от нас, за Окою… светает, не торопясь, русское ленивенькое солнце. Тихий ветер сонно веет с тихой мутной Оки (Максим Горький). Уже на первой минуте нападающий гостей совершает рывок из центра поля и открывает счёт в матче.
Употребление одной формы времени вместо другой – характерная черта разговорной и художественной: настоящее в значении будущего (Значит, завтра я еду), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (Пушкин), будущее, обозначающее возможность действия (Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт (Некрасов), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит, ни рыба не плеснёт), которое в разговорной речи используется ещё для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она, как побежит!
Стилистические особенности употребления форм наклонения глагола. Изъявительное и условное (сослагательное) наклонение глагола универсальны в сфере употребления, а повелительное наклонение может отличаться особой экспрессией. Глаголы повелительного наклонения характерны для разговорной речи. В официально-деловом стиле они не употребляются, несмотря на то, что жанры приказа, указа, постановления рассчитаны на повеление. В деловых документах не используются глаголы наградите, увольте, переведите, вместо них употребляется инфинитив.
В учебно-научном подстиле глаголы в повелительном наклонении помогают установить контакт со слушателями или читателями: посмотрите на схему, обратите внимание, прислушайтесь, сравните и т. п.
В публицистическом стиле глаголы в повелительном наклонении придают особую выразительность текстам: Берегите лес! Начните с себя! Голосуй, а то проиграешь!
Стилистические особенности употребления форм лица глагола. В научном стиле не принято употреблять форму 1-го лица единственного числа, её заменяют формой 1-го лица множественного числа: рассмотрим пример, проанализируем результаты опыта, выдвинем гипотезу и обоснуем её.
Официально-деловые тексты носят, как правило, безличный характер, в них часто используются глаголы 3-го лица: выплаты производятся, арендатор обязуется, право гарантируется.
Публицистические тексты, наоборот, носят личный характер, в них глаголы 1-го лица создают эффект беседы: представим себе, смотрю я на наши дороги и думаю.
Выбор средств языка определяется ситуацией общения. Для статьи в газету нужны одни средства, для служебной записки – другие, для поздравления с днём рождения – третьи. Вдумчивая работа над словом, удачный выбор формы – признак высокого уровня речевой культуры. По словам отечественного учёного-филолога Виктора Владимировича Виноградова, «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
Разбор заданий
Задание 1. Подчеркните в каждом ряду слова, с которыми нельзя употребить собирательные числительные.
- Работницы, студенты, мы, отважные
- шофёры, медведи, медвежата, ребята
- лица, дочери, сыновья, стулья
- сани, спортсменки, мальчики, минуты
- телеги, сутки, друзья, мы
Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить правила склонения собирательных числительных. Правильный ответ.
- Работницы, студенты, мы, отважные
- шофёры, медведи, медвежата, ребята
- лица, дочери, сыновья, стулья
- сани, спортсменки, мальчики, минуты
- телеги, сутки, друзья, мы
Задание 2. Запишите местоимения из скобок в нужном падеже.
- Хорь много знал, и от (он) … я многому научился (Т.)
- Здесь тучи смиренно идут подо (я) …; сквозь (они) … , низвергаясь, шумят водопады; под (они) … утёсов нагие громады. (П.)
- Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) … дома и рассказал (он) … всё. (Л.)
- Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он) … . (Гонч.)
Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить правила склонения местоимений. Правильный ответ.
- Хорь много знал, и от него я многому научился (Т.)
- Здесь тучи смиренно идут подо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; под ними утёсов нагие громады. (П.)
- Я пошёл прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему всё. (Л.)
- Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо него. (Гонч.)