Урок 12. Правильность и выразительность морфологических форм

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 12

Тема: Правильность и выразительность морфологических форм

Перечень тем, рассматриваемых на уроке:

  • склонение и употребление числительных,
  • употребление местоимений,
  • употребление глаголов,
  • анализ стилистических особенностей употребления форм существительных, прилагательных и глаголов.

Ключевые слова: морфологические нормы современного русского литературного языка; морфологические (грамматические) ошибки.

Основная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для обще-образоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016г. – 88 с.

Дополнительная литература:

Голуб И. Б. Основы культуры речи/ Голуб И. Б – М.: Просвещение, 2005 г. – 296 с.

Открытые электронные ресурсы:

1) Портал о культуре письменной речи Gramma – URL:http://gramma.ru/;

2) Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/rozent1/index.php.

3) Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике – URL:http://rosental-book.ru/;

4) О. Северская «Два, две или двое?»// Образовательный интернет-журнал «1сентября» — URL: https://rus.1september.ru/article.php?ID=200801009.

Материал для самостоятельного изучения темы

Стилистические возможности морфологии

Части речи имеют стилистические особенности. Рассмотрим их на примере существительных, прилагательных и глаголов.

Особым стилистическим своеобразием отличаются существительные со значением лица, образующие пары мужского и женского рода: студент – студентка, артист – артистка, учитель – учительница. Существительные мужского рода выражают общее понятие о человеке, они имеют официальный оттенок. Существительные женского рода менее официальны.

Слова доктор, директор, депутат, профессор употребляются не только для обозначения лиц мужского пола, но и для обозначения лиц женского пола по роду занятий, профессии: в прениях выступиладепутат Савельева.

Слова врачиха, директриса, кондукторша имеют разговорный характер и сниженную стилистическую окраску.

Стилистическую окраску могут иметь формы числа имени существительного.

Существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении, и тогда эта грамматическая форма указывает на нерасчлененное множество предметов: К нему [анчару] и птица не летит, и тигр нейдёт (Пушкин); Всякого зверя и в степях, и в лесах было невероятное количество (Аксаков). Такое образное употребление форм единственного числа придаёт речи афористичность и эмоциональность: Превосходная должность – быть на земле человеком(Максим Горький).

Существительные множественного числа могут иметь яркий оттенок экспрессии: Чему вас только в институтах учат? Нет у меня времени по театрам расхаживать!

Есть стилистические различия в употреблении кратких и полных форм прилагательных. Сравним: река спокойная – река спокойна. Полная форма прилагательного обозначает постоянный признак предмета, а краткая – временный, т. е. река спокойна в данный момент. Ещё пример: дверь низкая – дверь низка́. Полная форма указывает на абсолютность признака, безотносительно к другим предметам, а краткая говорит об относительном признаке: дверь низка для того, чтобы внести высокий шкаф, например. Советы полезные (для всех) – советы полезны (для кого-то или чего-то).

При образовании краткой формы мужского рода у некоторых прилагательных возможны варианты: естествен – естественен, величествен – величественен, искусствен – искусственен и др. Первый вариант предпочтительней, так как соответствует закону экономии речевых усилий.

Экспрессией обладают формы настоящего времени при переносном употреблении. При описании прошлых событий формы настоящего времени позволяют создать живой рассказ: Вот мы трое идём на рассвете по зелёно-серебряному полю; слева от нас, за Окою… светает, не торопясь, русское ленивенькое солнце. Тихий ветер сонно веет с тихой мутной Оки (Максим Горький). Уже на первой минуте нападающий гостей совершает рывок из центра поля и открывает счёт в матче.

Употребление одной формы времени вместо другой – характерная черта разговорной и художественной: настоящее в значении будущего (Значит, завтра я еду), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (Пушкин), будущее, обозначающее возможность действия (Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт (Некрасов), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит, ни рыба не плеснёт), которое в разговорной речи используется ещё для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она, как побежит!

Стилистические особенности употребления форм наклонения глагола. Изъявительное и условное (сослагательное) наклонение глагола универсальны в сфере употребления, а повелительное наклонение может отличаться особой экспрессией. Глаголы повелительного наклонения характерны для разговорной речи. В официально-деловом стиле они не употребляются, несмотря на то, что жанры приказа, указа, постановления рассчитаны на повеление. В деловых документах не используются глаголы наградите, увольте, переведите, вместо них употребляется инфинитив.

В учебно-научном подстиле глаголы в повелительном наклонении помогают установить контакт со слушателями или читателями: посмотрите на схему, обратите внимание, прислушайтесь, сравните и т. п.

В публицистическом стиле глаголы в повелительном наклонении придают особую выразительность текстам: Берегите лес! Начните с себя! Голосуй, а то проиграешь!

Стилистические особенности употребления форм лица глагола. В научном стиле не принято употреблять форму 1-го лица единственного числа, её заменяют формой 1-го лица множественного числа: рассмотрим пример, проанализируем результаты опыта, выдвинем гипотезу и обоснуем её.

Официально-деловые тексты носят, как правило, безличный характер, в них часто используются глаголы 3-го лица: выплаты производятся, арендатор обязуется, право гарантируется.

Публицистические тексты, наоборот, носят личный характер, в них глаголы 1-го лица создают эффект беседы: представим себе, смотрю я на наши дороги и думаю.

Выбор средств языка определяется ситуацией общения. Для статьи в газету нужны одни средства, для служебной записки – другие, для поздравления с днём рождения – третьи. Вдумчивая работа над словом, удачный выбор формы – признак высокого уровня речевой культуры. По словам отечественного учёного-филолога Виктора Владимировича Виноградова, «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».

Разбор заданий

Задание 1. Подчеркните в каждом ряду слова, с которыми нельзя употребить собирательные числительные.

  1. Работницы, студенты, мы, отважные
  2. шофёры, медведи, медвежата, ребята
  3. лица, дочери, сыновья, стулья
  4. сани, спортсменки, мальчики, минуты
  5. телеги, сутки, друзья, мы

Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить правила склонения собирательных числительных. Правильный ответ.

  1. Работницы, студенты, мы, отважные
  2. шофёры, медведи, медвежата, ребята
  3. лица, дочери, сыновья, стулья
  4. сани, спортсменки, мальчики, минуты
  5. телеги, сутки, друзья, мы

Задание 2. Запишите местоимения из скобок в нужном падеже.

  1. Хорь много знал, и от (он) … я многому научился (Т.)
  2. Здесь тучи смиренно идут подо (я) …; сквозь (они) … , низвергаясь, шумят водопады; под (они) … утёсов нагие громады. (П.)
  3. Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) … дома и рассказал (он) … всё. (Л.)
  4. Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он) … . (Гонч.)

Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить правила склонения местоимений. Правильный ответ.

  1. Хорь много знал, и от него я многому научился (Т.)
  2. Здесь тучи смиренно идут подо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; под ними утёсов нагие громады. (П.)
  3. Я пошёл прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему всё. (Л.)
  4. Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо него. (Гонч.)