Конспект урока
Русский язык
10 класс
Урок № 14
Тема урока: Речевое общение
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Речевое общение». В ходе урока обучающиесяуглубят представление о речевой ситуации, ее компонентах, систематизируют знания о разных видах речевого общения, примут участие в импровизированных речевых ситуациях с целью поиска и отработки диалогического имиджа.
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.
Глоссарий
Речевое общение — общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации, форма взаимодействия двух или более людей посредством языка на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевая деятельность — целенаправленный, активный, содержательный и мотивированный процесс приёма-выдачи сформулированной и сформированной посредством языка определённой мысли, волеизъявления или просто выражения эмоций.
Речевая ситуация — исторически сложившаяся в процессе развития общества форма общения, опосредованная языком.
Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.
Речевой этикет — это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.
Адресат — тот (те), к кому обращена речь.
Адресант — отправитель сообщения, порождающий высказывание.
Диалог — процесс двустороннего общения, при котором каждый из участников попеременно исполняет роль говорящего и слушающего, это разговор двух лиц.
Монолог — речь одного человека, обращенная к самому себе или другим.
Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказывания с ситуацией.
Устная речь — речь, создаваемая в момент говорения, в процессе акта коммуникации.
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, её мотив и замысел полностью определяется пишущим.
Обязательная литература:
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.
Дополнительная литература:
1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.;
2. Сокольницкая Т.Н. Текст как единица обучения на довузовском этапе развития языковой личности.//Текст в пространстве культуры и образования. — СПб, 2001.
3. Сидорова М.Ю., «Русский язык и культура речи», учебное пособие// М.Ю. Сидорова, В.С. Савельева — М.: Айрис-пресс, 2005.- 512 с.
4. Голубева А. В., Русский язык и культура речи. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата/Голубева А. В., Пономарева З.Н., СтычишинаЛ.П.. — М.: Юрайт, 2018.- 256с.
5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10–11 классов//Петрякова А.Г. — М.: Флинта, 2007.- 514 с.
Интернет-ресурсы:
1) Портал о культуре письменной речи Gramma – URL:http://www.gramma.ru (дата обращения – 30.11.2018);
2) Методическая копилка для учителей Infourok – URL:http://www.infourok.ru(дата обращения – 30.11.2018);.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Блок-схема«Речевая ситуация»
Блок-схемой называют графическое изображение какого-либо процесса или действия. Мы проанализировали блок-схему «Речевая ситуация», потому что речевое общение — тоже действие, процесс. Повторим три условия, при которых происходит речевое общение:
а) участники речевого общения (адресат — адресант)
б) обстоятельства общения (время, место)
c) условия общения
Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если человек представляет ситуацию в комплексе, и блок-схема — это идеальный способ целостного описания. На блок-схеме наглядно видно, что представляет собой речевая ситуация и ее компоненты. Обратите внимание: все блоки, отражающие эти компоненты, соединены между собой линиями, что означает существующую между ними связь.
a) Два верхних блока схемы объединяет указание на участников речевой ситуации. Их можно называть по-разному, например, в зависимости от избранной формы речи — устной или письменной — общающиеся стороны могут называться говорящий или слушающий, пишущий или читающий.
б) Средний блок схемы отведен важному компоненту речевой ситуации — пространственно-временным отношениям. При анализе таких отношений в литературном произведении вы используете термин хронотоп. Он связан с местом и временем речевого общения. В зависимости от хронотопа речевое общение может быть личным или неличным, официальным или неофициальным, спланированным или спонтанным.
Конечно, важно знать, где и когда вступают в общение участники речевой ситуации. Например, в разной обстановке вы по-разному попросите помочь вам решить задачу. Старшему брату, который только что вернулся домой после работы, вы скажете: «Слушай, никак у меня задача по математике не получается. Помоги мне ее решить, когда освободишься…». Аучительнице в школе скажете перед уроком: «Елена Сергеевна, извините. Я не смог решить задачу по математике. Не знаю, что я сделал не так. Посмотрите, пожалуйста, моё решение. Где я допустил ошибку?»
c) Два нижних блока схемы относятся к так называемым условиям речевого общения — третьему компоненту речевой ситуации. По условиям речевого общенияучастники ситуации должны знать стоящую перед ними цель общения, иметь знания о социальных и культурных нормах речевого поведения. Кроме владения информацией о теме, они должны уметь подбирать языковые средства для развития темы в соответствии с целью общения.
5. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ
Обязательные сцены:
Задание 1. Установление соответствий между элементами двух множеств
Добавьте в левую и правую части схемы элементы, называющие средства передачи информации при вербальном и невербальном общении.
Средства передачи информации при вербальном и невербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, мимика, смысл словосочетаний, жесты, телодвижения, дикция, темп речи, поза, значение предложений, выразительность интонации.
Правильный вариант
Средства передачи информации при вербальном общении: тональность и тембр голоса, значение слов, смысл словосочетаний, дикция, темп речи, значение предложений, выразительность интонации.
Средства передачи информации при невербальном общении: мимика, жесты, телодвижения, поза.
Комментарий: Исследования показывают, что при ежедневном общении слова составляют 7%, выразительность интонации — 38 %, невербальное общение — 53%.
Задание 2.Единичный выбор
Выберите правильный ответ.
Слова речной и речевой являются…
1) синонимами
2) однокоренными
3) изменениями одного слова
4) разными словами с разными значениями
Правильный вариант. 4) разными словами с разными значениями