Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок №20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как устно вычислять сумму и разность двузначного и однозначного чисел с переходом через десяток на основе разрядного состава?

Глоссарий по теме:

Единицы – это наименьший разряд в записи любого числа.

Десяток – это второй разряд в записи числа. Один десяток содержит 10 единиц.

Сумма разрядных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы его разрядов (десятков и единиц).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.60, 61.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.39.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 54.
  4. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с. 36.
  5. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй. Рабочая тетрадь. 1 класс. Кормишина С. Н. – Самара: Федоров, 2015. – с. 5.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте научимся решать примеры на сложение.

Найдём суму чисел 26 и 4. В числе 26 – два десятка, или число 20 и 6 единиц. Прибавлять будем 4 единицы.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Вы помните, что единицы складываем с единицами. К 6 прибавим 4, получим 10 или один десяток.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Два десятка и один десяток – это три десятка, или число 30.

Теперь запишем эти вычисления. Представим число 26 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 6. К 6 прибавим 4. Затем к 20 прибавим 10. Получится 30.

26 + 4 = (20 + 6) + 4 = (6 + 4) + 20 = 10 + 20 = 30

Найдём разность чисел 30 и 7.

Посмотри на рисунок. В числе тридцать – три десятка, а отдельных единиц нет.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Чтобы вычесть 7, один десяток представим как 10 единиц. Теперь из 10 вычтем 7.

Получится 3 единицы. 3 единицы и 2 десятка – это число 23.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Запишем пример. Представим число 30 в виде суммы чисел 20 и 10.

К 20 прибавим разность чисел 10 и 7. 20 и 3 будет 23.

30 – 7 = (20 + 10) = (10 – 7) + 20 = 3 + 20 = 23

Вывод: при сложении и вычитании двузначных чисел с однозначными с переходом через десяток, опираемся на разрядный состав чисел и свойства сложения. Если двузначное число складываем с однозначным, то надо однозначное число прибавлять к единицам двузначного числа. Чтобы из круглого двузначного числа вычесть однозначное, надо заменить двузначное число суммой удобных слагаемых, одно из которых 10.

Тренировочные задания.

1. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Правильные ответы:

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

2 . Распределите выражения на решённые верно и решённые неверно.

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7

Правильные ответы:

Урок 20. Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 ‒ 7