Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 2 класс

Урок № 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Как устно вычислять разность двузначного круглого числа и двузначного числа на основе замены числа суммой удобных слагаемых?

Глоссарий по теме:

Двузначные числа — это числа в записи, которых используется две цифры.

Алгоритм — последовательность действия (шагов).

Вычитание — математическая операция по вычитанию из целого части. На письме обычно обозначается с помощью знака «минус».

Сумма удобных слагаемых — это представление двузначного числа в виде суммы двух чисел, одно из которых 10.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.62.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.44.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.22.
  4. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.29.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте научимся вычитать двузначное число из круглого числа.

Для этого нужно вспомнить, как дополнить до десяти числа первого десятка. Сколько единиц вы прибавите к числу?

К одному прибавим девять, 1 + 9 = 10

К двум – прибавим восемь, 2 + 8 = 10

К трём – прибавим семь, 3 + 7 = 10

К четырём – прибавим шесть, 4 + 6 = 10

К пяти – прибавим пять. 5 + 5 = 10

Решите пример: 30 – 6 =

Выполните вычисления устно, используя известное правило. Вы легко справляетесь с заданием, используя правило. Заменим число тридцать суммой удобных слагаемых, одно из которых десять.

(20 + 10) – 6 =

Удобно из десяти вычесть шесть, а к результату прибавить двадцать.

(10 – 6) + 20 =

К четырём прибавим двадцать, получится двадцать четыре.

4 + 20 = 24

А теперь попробуем вычесть из двузначного числа двузначное. Найдём разность чисел 60 и 24.

60 – 24 =

Обнаружилась проблема, предыдущего алгоритма вычисления не хватает, т.к. вычитаем двузначное число.

В числе 60 шесть десятков и нет отдельных единиц. Всего в числе 60 единиц. Будем вычитать число 24 – два десятка и четыре единицы. Вы помните, что десятки вычитаем из десятков, единицы из единиц.

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Поэтому число двадцать четыре будем вычитать по частям: сначала десятки, потом единицы. Из шести десятков вычтем два десятка, осталось четыре десятка.

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Надо вычесть ещё четыре единицы. Один десяток – это десять единиц. Из 10 вычесть 4, будет 6. Осталось три десятка. 30 и 6 единиц – это 36.

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Теперь запишем эти вычисления. Представим число 24 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 4. Из 60 вычтем 20, и ещё вычтем 4. 40 минус 4, будет 36.

60 – 24 = 60 – (20 + 4) = (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36

Вывод: Чтобы из круглого двузначного числа вычесть двузначное, надо заменить двузначное число суммой разрядных слагаемых, затем из десятков вычитаем десятки, а из полученного результата вычитаем единицы.

Тренировочные задания.

1. Подберите числа в выражение, чтобы равенство было верным.

50 – 13 = (50 – Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24) – 3 = Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 – 3 = 37

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

Правильные ответы:

50 – 13 = (50 – Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 ) – 3 = Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24 – 3 = 37

Урок 21. Приёмы вычислений для случаев вида 60 ‒ 24

2. Выберите правильный способ нахождения значения каждого из выражений.

70 – 57 =

70 – (50 + 7) = (70 – 50) – 7 = 20 – 7 = 13

70 – (50 + 7) = (70 – 50) + 7 = 20 + 7 = 27

50 – 19 =

50 – (10 + 9) = (50 – 10) + 9 = 40 + 9 = 49

50 – (10 + 9) = (50 – 10) – 9 = 40 – 9 = 31

Правильные ответы:

70 – 57 =

70 – (50 + 7) = (70 – 50) – 7 = 20 – 7 = 13

70 – (50 + 7) = (70 – 50) + 7 = 20 + 7 = 27

50 – 19 =

50 – (10 + 9) = (50 – 10) + 9 = 40 + 9 = 49

50 – (10 + 9) = (50 – 10) – 9 = 40 – 9 = 31