Урок 22. Дополнение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок № 22

Дополнение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Дополнение как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения дополнения.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 83-85

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012, с. 117

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015, с. 161

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008, с. 321-324

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007, с. 259

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Мы уже изучили грамматическую основу предложения – подлежащее, сказуемое.

В предложениях, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё второстепенные члены предложения.

Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Условные обозначения второстепенных членов:

Урок 22. Дополнение

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнение выражается именем существительным и местоимением. Присоединяется дополнение к членам предложения, выраженным глаголом, так как именно действие чаще всего требует пояснения.

Рассмотрим предложения.

Мой брат радуется подарку.

В этом предложении подлежащее – «брат», сказуемое – «радуется». Задаём вопрос: радуется чему? Подарку. «Подарку» – дополнение, выраженное именем существительным, подчёркиваем пунктирной линией.

Автобус привёз нас.

В этом предложении подлежащее – «автобус», сказуемое – «привёз». Задаём вопрос: привёз кого? Нас. «Нас» – дополнение, выраженное местоимением, подчёркиваем пунктирной линией.

Урок 22. Дополнение

Дополнение бывает прямое и косвенное. Если дополнение относится к переходному глаголу, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Рассмотрим пример.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Урок 22. Дополнение

В этом предложении подлежащее мальчик (подчёркиваем одной чертой), сказуемое пишет (подчёркиваем двумя чертами). Задаём вопросы: пишет что? письмо; чем? карандашом; кому? брату. Это дополнения, выраженные именами существительными, подчёркиваем пунктирной линией. Теперь посмотрим, в форме каких падежей употреблены эти существительные. Слово письмо – в винительном падеже без предлога, следовательно, это прямое дополнение. Слово карандашом – в творительном падеже, следовательно, это косвенное дополнение. Слово брату – в дательном падеже, следовательно, это тоже косвенное дополнение.

Очень важно не спутать подлежащее с прямым дополнением. Это может произойти из-за совпадения форм именительного и винительного падежей. Разграничить эти члены предложения поможет смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет), а дополнение обозначает лицо (предмет), на которое действие переходит. (Можно сказать, что дополнение «страдает» от действия, которое совершает подлежащее.)

Рассмотрим примеры.

Песочный замок разбил прилив.

Мы понимаем, что замок не может разбить прилив, а вот прилив очень просто может повредить замок. Следовательно, в этом предложении подлежащее прилив выражено именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а замок – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Пыль поднимает смерч.

Мы знаем, что пыль – это мелкие твёрдые частицы. Пыль сама по себе не может поднимать что-либо. А вот смерч запросто поднимает пыль. Следовательно, смерч – подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а пыль – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Если случай сложный и подобный анализ применить не получается, помните, что в русском языке на первом месте, как правило, стоит подлежащее.

Рассмотрим следующее предложение.

День сменяет ночь.

По смыслу и день может сменять ночь, и ночь может сменять день. Поэтому на первом месте подлежащее – день, а ночь – дополнение. Если же в предложении поменять местами слова день и ночь (Ночь сменяет день), то подлежащим станет ночь, а день – дополнением.

Итак, подведём итог. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнения выражаются именем существительным и местоимением.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Способы выражения прямых и косвенных дополнений

Прямое дополнение выражается существительным в форме винительного падежа без предлога: «накормила щенка».Но оно может быть выражено существительным в форме родительного падежа без предлога, если действие направлено на часть или какое-то количество предмета: «выпью молока».Также формой родительного падежа без предлога выражается прямое дополнение при сказуемом с частицей не: «не видел картины». Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием: «купила пару носков».

Косвенное дополнение выражается именем существительным или местоимением в форме косвенных падежей: «увлекаемся спортом».Но могут выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями. Например, «просили спеть» – инфинитив, «добавили к пяти карандашам» – словосочетание, «пригласили мастера на все руки» – фразеологизм.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте предложение и укажите дополнения.

Письмо мне принесла сестра.

Варианты ответов:

письмо

мне

сестра

Разбор задания. Анализируем предложение. Сказуемое – «принесла». Может ли письмо что-то принести? Нет. Сестра что-то принесла. Принесла «кого?»,«что?». Письмо. «Письмо» – это дополнение. Принесла кому? Мне. Это тоже дополнение.

Правильные ответы:

письмо

мне

Перед вами сказуемое с дополнением. Решите, какой тип дополнения представлен: прямое или косвенное. Выделите цветом свой выбор.

Нарвал букет (прямое, косвенное)

Послал за доктором (прямое, косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое, косвенное)

Махал руками (прямое, косвенное)

Налил сока (прямое, косвенное)

Писал ручкой (прямое, косвенное)

Разбор задания. В первом предложении грамматическая основа «нарвал». Задаём вопрос: нарвал (что?) букет. «Букет» – дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. Во втором предложении грамматическая основа – «послал». Послал за кем? за доктором. Дополнение «за доктором» выражено существительным в форме творительного падежа с предлогом. Следовательно, это косвенное дополнение. В третьем предложении сказуемое выражено глаголом «покормил». Задаём вопрос: покормил кого? сестрёнку. Это дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. В четвёртом предложении сказуемое – «махал». Махал чем? руками. «Руками» – дополнение в родительном падеже без предлога, значит оно косвенное. Налил сока. Налил чего? сока. «Сока» – это прямое дополнение, так как выражено существительным в родительном падеже без предлога. Последнее предложение: «Писал ручкой». Глагол – «писал». Писал чем? Ручкой. «Ручкой» – дополнение в творительном падеже без предлога. Следовательно, дополнение прямое.

Нарвал букет (прямое)

Послал за доктором (косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое)

Махал руками (косвенное)

Налил сока (прямое)

Писал ручкой (косвенное)