Урок 26. Звуки и буквы. Гласные звуки

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 26

Раздел. Слово и слог. Звуки и буквы.

Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать и называть гласные звуки, понимать, что безударный гласный является опознавательным признаком орфограммы, учиться подбирать однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне слова.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова, гласный, безударный гласный, проверяемый ударением.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что изучает морфология;

Научимся:

  • различать части речи;
  • называть особенности;
  • приводить примеры разных частей речи.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинку. Какие звуки произносят дети? Как их произносят?

Урок 26. Звуки и буквы. Гласные звуки

Как видно, на картинке дети произносят гласные звуки. Произносят они их по-разному (с широко открытым ртом, губы сложены трубочкой и т.д.).

Сегодня на уроке назовём гласные звуки, научимся понимать, что безударный гласный является опознавательным признаком орфограммы, будем учиться подбирать однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне слова.

Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узкую гортань, где «живут» голосовые связки. Голосовые связки боятся некоторых звуков. Когда такие звуки произносятся, связки натягиваются и начинают дрожать. Вспомним, если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своём пути никаких преград, то получается гласный звук. Произнесём все вместе звуки, представленные на картинке: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Звук обозначается буквами. Гласные звуки обозначаются буквами а, о, у, э, ы, и, е, ё, я, ю. Это и есть «одежда» звука.

Послушайте, какая история однажды произошла, когда два звука попали не на свои места.

Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма по произведению Б. Заходера «Кит и Кот» (1969 г.).

https://www.youtube.com/watch?v=L4kND7teMHY

(Минута: 0.40 – до конца).

Не случайно звуки называют смыслоразличителями. Очень трудно бывает установить, для какого звука, какую одежду сшить, какой буквой обозначить.

Какую букву надо писать или произнести очень часто зависит от ударения.

Ударение — это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук (‘).

Словарь, в котором можно проверить правильно ли поставлено ударение, называют орфоэпическим. 

Так, например, в орфоэпическом словаре представлены нормы ударения в следующих словах:

алфавИт

арбУз, арбУзы

баловАться

бант, бАнты

быть, былА, бЫло

взять, взялА, взЯли, взЯло

ворОта

впередИ

герб, гербЫ

Различное ударение может также привести к искажению смысла слова. Об этом и стихотворение Я. Козловского.

Мне слово чу̒дно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на о-

Исчезло чудно,

Родилось чудно.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они,

В ведерко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука, —

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит.

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

Итак,

Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами, поэтому его написание нужно проверять.

[а]

[а]

[а]

[а]

садыˊ

грачиˊ

косаˊ

моряˊк

садоˊвник

грачаˊта

косиˊчка

морскоˊй

Для того, чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёˊр, стрела’, письмоˊ.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
  • или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

Вспомним! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова, надо изменить слово так, или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.

Дождь – дождик.

Волна – волны.

Разбор заданий

Укажите ответ, в котором правильно объясняется, как подобрать проверочное слово для безударного гласного звука.

  1. Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
  2. Надо поставить ударение.
  3. Надо заменить слово.

Правильный ответ

Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Укажите, какое слово является проверочным к слову моря.

  1. Море
  2. Морской
  3. Моряк
  4. Морячка
  5. Морское

Правильный ответ

Море

Укажите слово, в котором в безударном слоге пишется буква а.

  1. М…лыш
  2. К…льцо
  3. П…лянка
  4. К…рмить
  5. С…лёный

Правильный ответ

Малыш.