Конспект урока
Русский язык
10 класс
Урок № 4
Звуковая сторона русского языка. Орфоэпия.
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что является предметом изучения фонетики?
- Каковы основные особенности фонетической системы русского языка?
- Как возникают и меняются произносительные нормы?
- В чем состоит практическое значение фонетического разбора?
Глоссарий по теме
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока, которые, сами по себе не обладая значением, образуют план выражения значимых единиц – морфем и слов.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Ударение – основное ритмико-интонационное звуковое средство, которое обеспечивает единство фонетического слова в потоке речи.
Интонация – совокупность важнейших фонетических средств языка, оформляющих высказывание.
Произносительная норма – общепринятая в литературном языке реализация возможностей звуковой системы в соответствии с установленными орфоэпическими правилами.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Фонетический разбор слова – анализ звуковой структуры слова в данной форме, предпринимаемый в учебных целях при изучении языка.
Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы
Основная литература:
1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Друговейко-Должанская С. В., Чердаков Д. Н. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
Дополнительная литература:
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984, 383 с.
2. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
3. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? – Л.: Лениздат, 1961, 195 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Фонетический разбор имеет не только теоретический, ноФонетиикладной характер. Различия между произношением и орфографией (при том, что один из принципов русской орфографии – фонетический), становящиеся очевидными при фонетическом разборе, помогают научиться видеть так называемые ошибкоопасные места, слабые позиции гласных и согласных звуков, которые могут спровоцировать ошибки.
Порядок фонетического разбора таков:
— определить количество слогов в слове и место ударения;
— указать место ударения;
— установить соотношение между буквами и звуками;
— дать характеристику звуков (для гласных – ударный/безударный, для согласных – твердый/мягкий, звонкий/глухой, парный/непарный);
— подсчитать количество букв и звуков в слове.
Пример фонетического разбора слова
Сделаем фонетический разбор слова «приобщившийся».
В слове «при-об-щив-ший-ся» 5 слогов, 13 букв, 13 звуков.
п – [п] р – [р`] и – [и] о – [а] б – [п] щ –[щ`] и – [и] в – [ф] ш– [ш] и – [и] й – [й`] с – [с`] я – [а] | согл., тверд. (парн.), глух. (парн.) согл., мягк. (парн.), звонк. (непарн.) (сонант) гласн. (б/уд.) гласн. (б/уд.) согл., тверд. (парн.), глух. (парн.) согл., мягк. (непарн.), глух. (непарн.) глас. (уд.) согл., тверд. (парн.), глух. (парн.) согл., тверд. (непарн.), глух. (непарн.) гласн. (б/уд.) согл., мягк. (непарн.), звонк. (непарн.) (сонант) согл., мягк. (парн.), глух. (парн.) гласн. (б/уд.) |
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1.
Прочитайте строфу из стихотворения Г. Р. Державина «Видение мурзы»:
На темно-голубом эфире
Златая плавала луна;
В серебряной своей порфире
Блистаючи с высот, она
Сквозь окна дом мой освещала
И палевым своим лучом
Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.
1)Посчитайте количество сонорных звуков и сделайте вывод, для чего сонорные могут пригодиться в поэтическом тексте.
2)Стихи написаны четырехстопным ямбом. Это значит, что по схеме здесь должно быть 4 ударения в каждой строке. Сколько фонетических слов в строфе? Как это влияет на музыкальность этих строк?
Решение:
Если считать именно звуки, в тексте 44 сонорных. Процент сонорных здесь гораздо выше, чем в обычной речи. Поскольку сонорные близки к гласным (в их состав входит голос), они существенно повышают звучность текста, легкость его произношения. На то же работает и система ударений в этой державинской строфе. По схеме четырехстопного ямба их здесь должно быть 32, а реально – 23. Чем меньше ударений, тем легче произнести этот текст вслух, тем он музыкальнее.
Задание 2.
Проверьте свои способности членить речь. Прочитайте по одной строке из двухстрочных стихотворений Бориса Гринберга:
1)Икра, бывало, мигом…
2)Воздушных шаров ария…
3)Им – игры царства…
Восстановите вторые строки стихотворений – при условии, что они состоят из тех же букв, расположенных в том же порядке. Проверьте, сохраняется ли полностью во вторых строчках звуковой состав.
Решение:
Правильные ответы:
- И крабы валом, игом…
- Воз душных шаровар и я.
- И миг рыцарства.
В первом случае звуковой состав сохраняется полностью, меняется только интонация – за счет состава синтагм; во втором случае изменяется предпоследний гласный: вместо [и] звучит [ы] за счет того, что «и», став отдельным словом, не смягчает [р]; в третьем случае, наоборот, меняется [ы] (им – [ыгры]) на [и] ([м`иг]), а также перемещается ударение (царства – рыцарства).