Урок 4. Синтаксические нормы: сложное предложение

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

11 класс

Урок № 4

Тема: Синтаксические нормы: сложное предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён теме «Синтаксические нормы: сложное предложение». На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о типах сложных предложений, предложениях с прямой речью, научатся соблюдать синтаксические нормы в области построения сложного предложения, повторят способы оформления чужой речи, цитирование.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень //А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы// Арутюнова Н.Д.. — М.: УРСС, 2003 – 383 с.;

  1. Мартьянова И. А. Просто о сложном предложении// Мартьянова И. А.. — Спб. 2002 – 96 с.;
  2. Падучева Е.В. О семантике синтаксиса.// Падучева Е.В. — М., 1974 – 292 с.;
  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении// Пешковский А.М. — М.: Языки славянской культуры, 2001 – 544с.;
  4. Пичугова Ю. «Русский язык. Практика», Учебник по русскому языку для 9 класса//Пичугова Ю. С., Купалова А.Ю., Еремеева А.П. – М.: Дрофа, 2012, -272 с.

Материал для самостоятельного изучения:

Сложное предложение – это предложение, в котором содержится две или несколько грамматических основ.

Все сложные предложения делятся на 2 группы по наличию союзных слов или союзов, связывающих части сложного предложения. Те сложные предложения, которые связаны по смыслу, интонационнно и при помощи союзных слов или союзов, называются «союзные». Те, которые связаны по смыслу, интонационнно, но без помощи союзных слов или союзов, называются «бессоюзные».

Все союзные предложения делятся на две группы в зависимости от смыслового и грамматического отношения частей сложного предложения друг к другу: «Сложносочинённые предложения» и «Сложноподчинённые предложения».

Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён. Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.

Примеры:

Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом. (сложносоч.)

Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты. (сложноподч.)

Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения. Интонация перечисления: на стыке простых предложений в составе сложного ставится запятая или точка с запятой.

Примеры:

Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, я сно проступает даль…

Интонация причины или интонация, раскрывающая, дополняющая первое предложение: на стыке простых предложений в составе сложного ставится двоеточие.

Примеры:

Трус не любит жизни: он только боится её потерять

Степь пестрела цветами: ярко белели ромашки, синели васильки, алели полевые гвоздики.

Он взглянул наверх: над ним расстилалось бескрайнее осеннее ещё мягкое тёмное небо, усеянное звёздами.

Интонация следствия, времени, условия, противопоставления: на стыке простых предложений в составе сложного тире.

Примеры:

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Он неудачно прыгнул- волна накрыла ему голову.

Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обспечен.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Выделение цветом.

Прочитайте предложения. Укажите в них основы.

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Правильный вариант

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Задание 2. Единичный выбор

Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

1. Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

2. Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

3. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, по отношению к которому принято говорить «высшее», и своего положения в нём.

4. Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.

5. После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.

Правильный вариант: 4. В этом предложении неверно выделено придаточное определительное. Правильный вариант этого предложения: Света подошла к мальчику, старшая сестра которого училась с ней в одном классе, и поздоровалась.