Урок 40. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Урок 40

Тема. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Цель:

научиться отличать орфограмму «Правописание звонких и глухих согласных в корне» от других известных орфограмм.

Задачи:

узнать правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

научиться правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

На уроке

мы узнаем:

правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

мы научимся:

находить орфограмму, намечать способы проверки данной орфограммы;

мы сможем:

правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

Необходимо запомнить

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Тезаурус

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 74–78.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Из каких произведений героини этих сказок? Что обозначают их имена? Как правильно написать имена главных героинь?

Урок 40. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне        Урок 40. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Белоснежка          Золушка

На рисунках изображены главные героини зарубежных сказок «Белоснежка и семь гномов», «Золушка»: Белоснежка и Золушка. Сказка «Золушка» принадлежит перу французского писателя Шарля Перро, а сказка «Белоснежка и семь гномов» – под авторством немецких писателей братьев Гримм. Имя Белоснежка образовано от 2 слов: белый снег. Проверочным к имени Белоснежка являться слово снежный. А написание слова Золушка нужно запомнить, т.к. суффикс –ушк уменьшительно-ласкательный.

Вспомните! Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

Согласные твердые парные по глухости-звонкости

Согласные мягкие парные по глухости-звонкости

[б]

[п]

[б’]

[п’]

[в]

[ф]

[в’]

[ф’]

[г]

[к]

[г’]

[к’]

[д]

[т]

[д’]

[т’]

[з]

[с]

[з’]

[с’]

[ж]

[ш]

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.  

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить слово: глаз – глаза, островки – островок, дубки – дубок;
  • или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком: сказка – сказочка, сказочный, холод – холодок, холодный.

В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.

Помните!

Слова гриб и грибы, берёзка и берёзки – это формы одного и того же слова.

Слова гриб и грибок, берёзка и берёзовый – это однокоренные слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Орфограмма.

Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы.

Ме…кий стрелок, ре…кая удача, ре…кий свисток, сколь…кий пол, убедительная про…ьба, ро…кий малы…, яркий наря…, милые де…ки, лесная сторо…ка, ги…кий пру… .

Подсказка: Прописать

Правильный ответ: неверный ответ выделяется цветом.

Меткий стрелок, редкая удача, резкий свисток, скользкий пол, убедительная просьба, робкий малыш, яркий наряд, милые детки, лесная сторожка, гибкий прут.

Задание. Две группы.

Разделите слова на две группы.

Ро…кий, ры…ка, тру…ка, заку…ка, улы…ка, оха…ка, тро…ка, кре…кий,

Б

П

Подсказка: неверный ответ выделяется цветом.

Правильный ответ:

Б

П

робкий

крепкий

улыбка

тропка

рыбка

закупка

трубка

охапка