Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 43

Раздел: Правописание частей слова

Тема: Знания о правописании частей слова

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограммы слова, различать орфограммы корня; находить способ проверки орфограмм.

Тезаурус: приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; безударный гласный в корне слова, парный звонкий и глухой согласный в корне слова; непроизносимый согласный в корне слова, удвоенный согласный.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • как изменилось с годами написание некоторых частей слова;

Научимся:

  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим портрет. Знаком ли вам этот человек?

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Это портрет А.С. Пушкина кисти Ореста Адамовича Кипренского, другого великого человека – художника.

Прочитаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

А.С. Пушкин. Медный всадник.

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Вид Санкт – Петербурга в день празднования столетия города. Фото Бенжамена Патерсена.

Какие слова в этом стихотворении звучат необычно?

Град – сейчас мы говорим город; из топи блат – сейчас мы говорим из топи болот.

Почему так произошло? Почему изменились корни?

Вспомним известную лингвистическую сказку про двух братьев.

Решил ГОРОД навестить своего брата, которого звали ГРАД и который теперь жил уединённо.

— Как ты живёшь? Как твоё здоровье? – начал весёлый и шумный ГОРОД. – Ты редко появляешься в обществе, о тебе уже стали забывать

— Да, моя слава за последние годы пошатнулась, — ответил осунувшийся, похудевший ГРАД. Ты, дорогой мой брат, потеснил меня. Ты со всеми словами в дружбе; в любой книге, в любом стихотворении, в любом журнале, газете – уважении: генеральный план города, а не града, застройка городов, население города. Всюду только и слышно: город, город, город….

— Подожди, а как же градостроительство, градостроитель? Разве эти слова не говорят о том, что ты по-прежнему в почёте.

Под напором таких аргументов ГРАДУ ничего не оставалось, как согласиться.

Итак, в русском языке есть такие корни, которые проверить нельзя. Нужно запомнить, как они пишутся.

Некоторые корни остались такими же, как в старину, но только смысл их зачастую поменялся. К ним тоже нельзя подобрать проверочное слово.

Например, в старину могучими и культурными были Древняя Греция и Древний Рим.

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей словаУрок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Древняя Греция. Древний Рим.

Из древнегреческого языка и из языка древних римлян (он называется латынью) слова и элементы слов вошли в языки многих народов и живут в ней по сей день.

Многие корни вы прекрасно знаете.

Вам хорошо знакомы: телефон, микрофон, айфон. А раньше были: граммофон, патефон (приспособление для воспроизведения музыки). Есть музыкальные инструменты: саксофон, ксилофон). А первый прибор, изобретённый Эдисоном, для воспроизведения звуков получил название фонограф. Вы догадались: это корень –фон-, что обозначает звук.

А вот греческий корень – микро-. Слова с этим корнем вы тоже хорошо знаете: микрофон, микроорганизмы. Микро – значит, маленький.

А есть корни, которые проверять нужно и важно. Вспомним таблицу, в которой отражены опознавательные признаки орфограммы.

Рассмотрим её еще раз.

Таблица № 1.

Опознавательные признаки орфограмм

Тип орфограммы

Опознавательный признак

Примеры

Гласные

Безударность

Поднимался, бежал, подберёзовик

Согласные

Конец слова, стечение согласных

Дуб, пруд, шапка, грудка.

Согласные

Скопление согласных

Капустный, солнце, звёздный.

О каких орфограммах корня идет речь?

  1. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
  2. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне.
  3. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Вспомним, как их проверить?

  1. Для того чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук:ковёˊр, стрела’, письмоˊ.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
  • или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

  1. Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить. Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить слово: глаз – глаза, островки – островок, дубки – дубок;
  • или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звуком: сказка – сказочка, сказочный, холод – холодок, холодный.

В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.

  1. Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо: местность (место), поздний (опоздать).

Приведем пример, выполним орфографический разбор слова лошадка.

В этом слове ударение падает на второй слог, следовательно, безударных гласных – 2, парный согласный – 1. Значит, в слове 3 орфограммы.

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Урок 43. Обобщение знаний о правописании частей слова

Итак, в этом слове 2 проверяемые орфограммы корня и одна орфограмма окончания.

Разбор заданий

Укажите слова с парным звонким и глухим согласным, который нужно проверять.

Молот, молоток, покос, покосить, сторож, сторожить.

Правильный ответ

Молот-молоток.

Покос — покосить.

Сторож- сторожить.

Укажите слова с непроизносимым согласным, который надо проверить.

Честный, вестник, грустный, солнце, праздник, весна.

Укажите слова с ошибками.

Под кустом в густой трове ижиха устроила гниздо.

Правильный ответ

Трове- траве.

Ижиха — ежиха.

Гниздо-гнездо.