Урок 5. Как построить предложение?

Поделиться:
Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 5

Раздел: «Предложение»

Тема: Как построить предложение?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, диалог.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 15-16.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8-9.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 7.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Потренируемся. Прочитаем.

Наступила золотая осень. Осень, моросить, деревья.

Первый пример – предложение. Докажем это.

  1. Предложение состоит из слов. В этом предложении три слова: наступила, золотая, осень. Слова в предложении выражают законченную мысль, связаны по смыслу. Нам понятно, что речь идёт об осени, что она золотая, уже наступила.
  2. Все слова в предложении связаны грамматически, то есть, по форме. Пора (какая?) золотая. Пора (что сделала?) наступила.

Второй пример – слова. Докажем это.

  1. Данные слова не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя соединить в одно предложение так, чтобы был понятен смысл. Но с каждым из этих слов предложение составить можно:

Пришла осень.

Дождь тихо моросит за окном.

Ветер срывает листья с деревьев.

  1. Данные слова не связаны по смыслу. Каждое из слов выражает смысл, имеет значение (осень, моросить, деревья), но вместе эти слова смысл не отражают.
  2. Данные слова не связаны грамматически (по форме).

Осень, моросить, деревья.

Как составить из слов предложение?

1. Прочитаем слова.

Осень, перелётный, птицы, улетать, юг.

2. Объединим слова по смыслу.

3. Изменим форму некоторых слов: осень – осенью, перелётный – перелётные, улетать – улетают.

4. Добавим слово: на.

5. Составим предложение.

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

Перелётные птицы осенью улетают на юг.

Улетают на юг осенью перелётные птицы.

На юг улетают осенью перелётные птицы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Прочитаем предложения так. В первом предложении выделим голосом слово «осень», во втором – «наступила».

Осень наступила.

Осень наступила.

Выделяя голосом слово «осень», мы сообщаем, что наступила осень, а не зима. Выделяя голосом слово «наступила», мы сообщаем, что осень уже наступила.

Послушайте фрагмент стихотворения С. Маршака «Волк и Лиса».

— Лисавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Кто отгрыз?

— Собаки!

— Сыт ли, милый куманёк?

— Еле ноги уволок!

О ком же идёт речь в этом стихотворении? Они же и являются героями стихотворения! Прочитаем только слова (реплики) лисы.

— Как дела, зубастый?

— Где ты был?

— Что купил?

— Сколько взяли?

— Кто отгрыз?

— Сыт ли, милый куманёк?

Прочитаем только реплики волка.

— Лисавета, здравствуй!

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— На рынке.

— Свининки.

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Собаки!

— Еле ноги уволок!

Можно сказать, что лиса и волк разговаривают друг с другом, ведут диалог.

Вспомним, что такое диалог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. Базовый уровень сложности.

Тип – выделение цветом.

Текст вопроса.

Выделите цветом, какие записи можно назвать предложением?

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Правильный ответ.

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день дети.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава дерево утро.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; прочитать записи; определить, какие из них являются предложением.
  5. Прочитать или найти определение предложения.
  6. Прочитать записи.
  7. Определить, какие из них являются предложением (выражена законченная мысль, слова связаны по смыслу и грамматически).
  8. Выделите цветом предложения.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 6. Базовый уровень сложности.

Тип – ввод с клавиатуры пропущенных элементов текста.

Текст вопроса.

Прочитайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон». Определите, сколько здесь предложений. Покажите границы предложений.

Прибегаю я к Мишке батюшки Мишка телефон ломает он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает

Правильный ответ

Прибегаю я к Мишке. Батюшки! Мишка телефон ломает. Он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; определить, о ком или о чём рассказывается в записи (сколько законченных мыслей можно выделить), расставить знаки препинания.
  5. Вспомните, что такое предложение.
  6. Прочитайте запись. Определите, сколько мыслей высказано.
  7. Определите границы предложения.
  8. Расставьте знаки препинания.
  9. Проверьте, получилось ли выполнить задание.