Урок 5. Ударение. Фонетика и орфография

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

10 класс

Урок № 5.

Тема: Ударение. Фонетика и орфография

Список тем, рассматриваемых на уроке:

  • Орфографические правила, основанные на фонетическом принципе написания,
  • Акцентологические нормы русского литературного языка.

Глоссарий:

Ударение – выделение слога силой голоса или повышением тона.

Неподвижным называют ударение, которое при образовании грамматических форм слова всегда остаётся на одном и том же месте (слоге): я́блоко, я́блоки, я́блоками.

Подвижным называют ударение, котороепри образовании различных грамматических форм переносится с одного слога на другой, с одной части слова на другую: о́блако, облака́; утю́г, утюга́, утюги́.

Разноместным называют ударение, которое не прикреплено ни к одному слогу: а́збука, воро́на, голова́, городово́й.

Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор вариантов размещения и движения ударного слога среди неударных: экспе́рт, то́рты, жалюзи́.

Фонетические условия выбора орфограммы: ударность/безударность гласных звуков: голоса́ – го́лос — многоголо́сье; звонкость/глухость согласных звуков: бесшумный, беззвучный; твёрдость/мягкость согласных звуков: сарафанчик, семья.

Омо́графы -–слова одинакового написания, но разного произношения: вя́занка(вязаная вещь) – вяза́нка (дров).

Список литературы

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016г.- 88 с.

Дополнительная литература:

1. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф., Касаткин Л. Л. Боль-шой орфоэпический словарь русского языка. Литератур-ное произношение и ударение начала XXI века/ Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф., Касаткин Л. Л — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017 – 1008 с;

2. Львов В. В. Орфоэпический словарь для школьников./ Львов В. В. – М. : Экзамен, 2016 г. – 160 с;

3. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка/ Рез-ниченко И. Л – М.: АСТ-Пресс, 2018., — 944 с;

Открытые электронные ресурсы:

1. Орфоэпический словарик для ЕГЭ – https://bingoschool.ru

URL: https://bingoschool.ru/news/orfoepicheskij-slovar-dlya-ege-ot-fipi/ (дата обращения: 08.07.2018)

Материал для самостоятельного освоения темы:

Есть языки, в которых ударение в слове вполне предсказуемо. Русский к таким языкам не относится. Сегодня мы повторим на примерах особенности русского ударения: разнместность, подвижность; научимся использовать словари для определения места ударения в слове и его формах.

Русское словесное ударение является свободным, разноместным (может находиться на любом слоге: сторонá, хорóший, прáздновать) и подвижным (не привязано к определённой морфеме в слове: подпи́шет, пóдпись, подписáть, подпишý). Подвижность ударения помогает определять написание гласных и согласных в разных частях слова: горевáтьгóре, отпускни́кóтпуск, черёмуховыйдубóвый, в о́чередив степи́, на клу́мбена рекé.

Основное правило фонетического принципа русской орфографии – «Как слышим, так и пишем». Например, буквы З и С на конце приставок пишутся так же, как произносятся: перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким – З:

расцвет, разбег.

В приставках рос-, роз-, рас-,раз- выбор гласных соответствует произношению: под ударением пишется О, без ударения – А: ро́спись, ро́зыск, расписа́ть, разда́ть.

Написание буквы Ы после русскоязычных приставок, оканчивающихся на согласную, тоже подчинено фонетическому принципу: розыск, предыстория.

После приставок меж- и сверх-буква И в Ы не переходит: межинститутский, сверхинтересный.

Слова подымать, отымать являются разговорными к словам поднимать, отнимать.

В слове взимать в соответствии с произношением пишется буква И.

Разбор заданий:

Пример 1. Соедините слова и их значения.

Мо́рщить

Морщи́ть

Погру́женный

Погружённый

Острота́

Остро́та

Языко́вый

Языково́й

остроумное выражение

опущенный в жидкость

сделанный из языка

от острый (о ноже)

лежать негладко (об одежде)

относящийся к языку как системе

покрываться рябью (о поверхности воды)

помещённый на транспорт

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить материал урока, касающийся смыслоразличительной функции ударения.

Правильный ответ:

Мо́рщить— покрываться рябью (о поверхности воды)

Морщи́ть— лежать негладко (об одежде)

Погру́женный— опущенный в жидкость

Погружённый — помещённый на транспорт

Острота́ — от острый (о ноже)

Остро́та — остроумное выражение

Языко́вый — сделанный из языка

Языково́й — относящийся к языку как системе

Пример 2. Укажите ряды, в которых во всех словах ударение падает на второй слог.

  1. Звонит, брала, досуг, кремень
  2. диспансер, квартал, намерение, дремота
  3. феномен, щекотно, ходатайство, искра
  4. звала, цепочка, афиняне, оптовый

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить, где стоит ударение в этих словах или проконсультироваться со словарем.

Правильный ответ:

  1. Звонит, брала, досуг, кремень
  2. диспансер, квартал, намерение, дремота
  3. феномен, щекотно, ходатайство, искра
  4. звала, цепочка, афиняне, оптовый