Урок 75. Описание животного по картине

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

5 класс

Урок 75

Описание животного по картине

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Освоение понятий описание, стиль.

2. Анализ текстов повествовательного типа с элементами описания животного.

3. Написание сочинения – описания животного по картине.

Тезаурус

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Олицетворение – изобразительное средство языка: перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.

Сравнение – изобразительное средство языка: изображение явления сопоставлением его с другим явлением.

Сюжет в произведении изобразительного искусства – предмет изображения. Сюжет – основа формы произведения.

Текст – (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Эпитет – (от греч. epitheton – приложение) – изобразительное средство языка: художественное определение явления, называющее его существенный признак и выражающее отношение героя и автора к явлению.

Функциональные стили литературного языка – официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы различающиеся по сфере употребления и функции.

Художественное произведение словесности – текст, представляющий собой единство художественного содержания и его словесного выражения.

Художественный стиль ‒ стиль речи, который применяется в художественной литературе.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с. 90; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс:пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово «стиль» происходит от греческого «стилус» – палочка для письма. Один её конец был заострённым, им писали; другой был в виде лопаточки, им «стирали» неудачно написанное.

Происхождение слова «стиль» тесно связано с понятием стилистики: одну и ту же мысль можно выразить по-разному, найти лучший вариант выражения мыслей в определённой ситуации.

Вспомним, что есть разговорный и книжный стили. Книжный стиль, в свою очередь, подразделяется на научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Сегодня нам понадобится художественный стиль. Его цель – воздействовать на читателя, используя образные средства языка.

В зависимости от содержания, от того, что человек хочет сказать, речь бывает трёх типов: повествование, когда рассказывается о событиях, которые сменяют друг друга, рассуждение, когда последовательно доказывается определённая мысль, и описание. Описывать можно предметы, людей, животных, природу, картины, научные факты. 

Поэтому описание может быть художественным и научным. Описывая что-то, мы выделяем яркие детали, основные признаки, поэтому необходимо соблюдать структуру текста-описания. Вначале рассказать об общем впечатлении, затем обратить внимание на детали и признаки и завершить выводом, авторской оценкой. 

При художественном описании на первом месте будет авторский подход к изображаемому, его личные впечатления. А научное описание не допускает ничего личного: описываются существенные признаки предмета или явления.

Сегодня мы поговорим о том, как надо описывать животное. Это не так просто, потому что сложно отделить внешнее описание животного от его повадок.

Послушайте стихотворение и определите, кого описывает автор.

Хвост косичкой,

Ножки – спички,

Оттопырил вниз губу…

Весь пушистый, золотистый,

С белой звёздочкой на лбу…

Выйдет в поле –

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

Конечно, вы узнали жеребёнка. Стихотворение называется «Жеребёнок». Его автор Саша Чёрный. Какие слова, выражения, связанные с описанием жеребёнка, вы запомнили? Начало стихотворения даёт нам представление о жеребёнке (он «пушистый, золотистый», со звёздочкой на лбу), а в конце мы узнаём о его повадках: «взвизгнет свинкой, вскинет спинку». Чтобы описать жеребёнка, автор использует имена прилагательные, отражающие отношение к животному, глаголы, которые характеризуют его повадки.

При описании животного нужно отметить внешние особенности, которые отличают его от других: окрас, какие-либо признаки, повадки и место обитания (если это необходимо).

Послушайте отрывок из произведения Юрия Коваля. «Недопёсок».

«Недопёсок Наполеон Третий был важный зверь.  И хоть не стал ещё

настоящим песцом, а был щенком, недопёском, директор очень его уважал. Мех Наполеона имел особенный цвет: не белый, не голубой, а такой, для которого и название подобрать трудно.  Но звероводы всё-таки подобрали платиновый. Мех этот делился как бы на две части, и нижняя подпушь была облачного цвета, а сверху покрыли её тёмно-серые шерстинки вуаль. В общем, получалось так: облако, а сверху серая радуга. Только мордочка была у Наполеона тёмной, и прямо по носу рассекала её светлая полоса». 

Выделим те слова, которыми автор описывает мех песца: «не белый, не голубой», «платиновый»; «подпушь была облачного цвета, а сверху покрыли её темно-серые шерстинки вуаль», «облако, а сверху серая радуга»; мордочка чёрная со светлой полоской.

А вот ещё один фрагмент. 

«Потерял Наполеон былую свою красоту и был похож теперь на самого ободранного в мире щенка, в котором нет ни толку, ни породы. Грязными клочьями торчал драгоценный мех, свалялся колтунами. И, глядя на него, никто бы, конечно, не мог подумать, что такие неважные звери выращиваются на зверофермах».

Как изменился песец? Автор обращает внимание на то, что «грязными клочьями торчал драгоценный мех, свалялся колтунами». И совсем ничего не говорит о его цвете. Нам жалко Наполеона, и мы можем предположить, что ему пришлось нелегко, что-то страшное стряслось в его жизни. 

Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Татьяны Данчуровой «Медведь на камнях».

Урок 75. Описание животного по картине

Перед нами медведь внушительных размеров, с массивным телом, покрытым толстым слоем бурого меха, и огромными чёрными лапами с длинными когтями. Несмотря на это, он выглядит, скорее, как мишка, а не большой, взрослый медведь. У него пушистые уши и добрый взгляд. Если присмотреться, то можно заметить, что он чем-то заинтригован. Медведь выглядывает из-за камней, как будто заметил что-то непонятное.

Такой медведь совсем не страшен. К нему хочется подойти и погладить.

Итак, для того чтобы описать животное, необходимо:

А) убедить читателей в том, что оно интересное и чем-то привлекает внимание;

Б) внимательно наблюдать за повадками животного, особенностями его внешнего облика, это поможет дать подробное;

В) показать животное так, чтобы можно было точно представить его необычную, индивидуальную внешность.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Прочитайте фрагмент и определите вид описания.

В драгоценный мех набились снежинки, обмыли и подпушь, и вуаль, смыли остатки робости. Легко и весело стало недопеску, он бил по снегу хвостом, раскидывал его во все стороны, вспоминая, как делал это давным-давно. (Ю. Коваль «Недопёсок»)

А) научное;

Б) художественное.

Разбор задания: это художественное описание, так как автор передаёт внутреннее состояние животного. В научном описании этого нет.

Правильный ответ: Б

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа.

Прочитайте фрагмент из энциклопедии. Какое предложение должно быть первым?

…Длина тела 50 – 75 см, хвоста – 25 – 30 см, высота в холке – 20 – 30 см. Средняя масса тела самца – 3,5 кг, максимальная – до 9 кг, самки – 3 кг. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти (это предохраняет их от обморожения).

А) Шуба Наполеона выглядела теперь чистой, ухоженной.

Б) Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу.

Разбор задания: Первым должно быть следующее предложение: «Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу», так как текст взят из энциклопедии и описывает общие признаки животного.

Правильный ответ: Б.