Конспект урока
Русский язык
10 класс
Урок № 9
Тема: Морфемный состав слова и правильность
и выразительность речи
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— морфемика, морфема, словообразование,
— способы словообразования, словообразовательные нормы,
— окказионализм, правильность и выразительность речи,
— коммуникативные качества речи.
Тезаурус основных терминов и понятий
Морфемика– раздел науки о языке, изучающий состав слова, строевые единицы слова.
Морфема – минимальная значимая единица языка. Минимальность понимается как невозможность разделить на более мелкие значимые части, а значимость – обязательное наличие значения.
Словообразование – 1) раздел науки о языке, изучающий все аспекты создания, строения и классификации слов.
2) процесс образования слов по существующим в языке моделям.
Способы словообразования – схема создания слова, учитывающая характер изменения основы слова с помощью словообразовательных средств.
Словообразовательные нормы – реализация принятых обществом в качестве предпочтительных правил образования производных слов.
Окказионализм (от лат. occasionalis — случайный) – индивидуально-авторское новообразование, созданное с нарушением модели словообразования.
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Выразительность – качество речи, обеспечивающее максимальное воздействие и адекватность ее восприятия адресатом.
Коммуникативные качества речи – одно из центральных понятий культуры речи; свойства речи, обеспечивающие максимальную эффективность общения в конкретной речевой ситуации.
Обязательная литература:
1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. — 88 с.
Дополнительная литература:
1. Лебедева А. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь/Лебедева А. – СПб.: СПбГУ, 2014, 320 с.
2. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи/Служевская Т.Л. – СПб.: Тускарора, 1999, — 256 с.
3. Львова С. И. Секреты русского словообразования: уч. пособие/ Львова С. И. – М. : Мнемозина, 2011. 271 с.
4. Чеснокова Л. Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка/ Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. – М. : Дрофа, 2007. – 573 с.
Особенность морфемы
Особенность морфемы заключается в том, что она может иметь разные способы выражения.
Друг – корень -друг-
Друзья – корень -друзь-
Дружить – корень -друж-
Способ выражения разный, а морфема одна и та же, так как их объединяет общее значение.
Все морфемы делятся на две большие группы: самостоятельные (корни) и служебные (приставки, суффиксы, окончания и постфиксы).
Корень выражает общее содержание, позволяющее объединить слова в словообразовательное гнездо (конь, кон-ный, кон-юшня, кон-евод).
К служебным морфемам относятся приставки, суффиксы и окончания. Значение этих морфем более абстрактно.
Суффиксы позволяют отнести слово к определённому классу (-тель: учитель, строитель), а также могут являться показателями грамматического значения (-л: бежал, помнил формы прошедшего времени).
Особый статус имеет постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания. Количество постфиксов в русском языке ограничено: стараться, какой-нибудь, какой-то, какой-нибудь, строй-ка.
Лексическое значение слова заключено в основе, в которую включены все морфемы, кроме окончания (ветерок; ветрищ-; окошк-; привози-; вдруг).
Присоединяясь, морфемы приспосабливаются друг к другу. Предшествующая морфема изменяется в зависимости от формы последующей. Например: к основе останов-к- от остановить присоединяется суффикс -к- , и предшествующий ему суффикс -к- в результате чередования к//ч превращается в -оч-, получается останов-оч-к-а.
Количество морфем в современном русском литературном языке исчислимои описывается в словарях морфем (например, «Словарь морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой; «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Т.Ф. Ефремовой).
Задание 1.
Замените подчеркнутые слова, являющиеся словообразовательными ошибками и затрудняющие понимание высказываний, нормативными, обеспечивающими ясность написанного. Запишите слово в требуемой форме.
А. Уважаемые руководители, прошу провести выверку распределенияучастников.
Б. Одна из идей, которая требует серьезныхпросчётов, рассматривается комиссией.
В. Мне не хочется верить в кровожадие людей.
Г. Эта недоговорка подрывает авторитет вашей газеты.
Ответ
А. Проверку
Б. Расчётов
В. Кровожадность
Г. Недоговорённость
Комментарий к заданию:
В первом предложении слово ВЫВЕРКУ нужно заменить словом ПРОВЕРКУ, так как ВЫВЕРКА является разговорным и неуместно в официально-деловом стиле.
Во втором предложении слово ПРОСЧЁТОВ нужно заменить словом РАСЧЁТОВ, так как ПРОСЧЁТ имеет другое значение: ошибка в подсчёте или в расчётах‑и не подходит по смыслу.
В третьем предложении слово КРОВОЖАДИЕ, отсутствующие в русском языке и являющееся словообразовательной ошибкой, нужно заменить словом КРОВОЖАДНОСТЬ.
В четвёртом предложении слово НЕДОГОВОРКА нужно заменить словомНЕДОГОВОРЁННОСТЬ, так как НЕДОГОВОРКАнарушает словообразовательную норму.
Задание 2.
А) Слово «врач», как ему объясняли когда-то, совсем не случайно состояло в родстве со словом «врать», сиречь говорить, и в особенности – произносить заклинания. Б) Половина, если не больше, лекарского успеха зависела от умения подыскать нужное слово, способное отвлечь страдальца от горестного созерцания и обратить его дух на путь излечения. (М. Семенова)
1) Этимологическое сопоставление;
2) Соотнесение русских слов на основе созвучия;
3) Созвучие заимствования и исконно русского слова.
Правильный ответ: Этимологическое сопоставление
Комментарий к заданию:
Необходимо понять логику словообразовательных связей. При общем сходстве слова могут иметь общую или различную словообразовательную структуру. Для понимания процессов русского словообразования и использования его ресурсов важно понимать значение слова, от какого слова образовано производное и в соответствии с какой моделью.