24.11.2025 Разговоры о важном для 1-2 класса «Профессия — жизнь спасать»

Разговоры о важном 24 ноября 2025 Поделиться:

Видео "Аркадий Паровозов. Нет пожару!" Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 

Занятие 12 Профессия — жизнь спасать

Дата проведения: 24 ноября.

Цели  занятия:  развитие  представлений  обучающихся о деятельности российских служб спасения; углубление представлений о ценности человеческой жизни, значении милосердия   и   взаимопомощи;   развитие   мотивации к ответственному отношению к собственной и чужой жизни; актуализация  знаний  о правилах  безопасного  поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.

Основные смыслы

  • Безопасность и спасение жизни людей — приоритетные задачи государства.
  • МЧС России — ведомство, обеспечивающее безопасность граждан, спасение населения и помощь в чрезвычайных ситуациях.
  • Российские службы спасения — это современное техническое обеспечение, четкая организация, профессионализм и командная работа сотрудников.
  • Спасатели — настоящие герои. Главные качества спасателей: сострадание, отвага, сила, внимательность и психологическая устойчивость, умение быстро ориентироваться и принимать решения.
  • Многих чрезвычайных     ситуаций     можно     избежать, соблюдая правила безопасности.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивное задание;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеороликов, беседа.

Основной этап: беседа, просмотр видеоролика, выполнение интерактивного задания.

Заключительный этап: беседа.

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса со Станиславом Саломатиным.

Учитель: Каждый человек дорожит своей жизнью и хочет жить в безопасности. Но бывают такие сложные ситуации, когда невозможно защитить себя самостоятельно и тогда нужна помощь специалистов. Угадайте, о ком мы будем сегодня говорить:

Они придут на помощь нам, Когда бушует океан,

Когда землетрясение, Тайфун иль наводнение. Рискуя жизнью, нас спасут — Такой у них опасный труд!

Ответы обучающихся.

Учитель     организует     просмотр            фрагмента             мультсериала

«Аркадий Паровозов».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто такие спасатели?
  • В чем их суперсила?
  • От чего спасатели защищают людей?
  • Какое правило нарушили Машенька и Саша?

Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель: Во все времена человечеству угрожала опасность от стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (презентация к занятию, слайд 1). Люди приходили друг другу на помощь: тушили пожары, спасали утопающих, вместе противостояли наводнениям, землетрясениям и т. д. Потому что главная ценность — это человеческая жизнь, ради спасения которой все объединялись.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему важно    действовать     сплоченно     в    трудных ситуациях?
  • Можно ли    справиться     с    любой    опасностью    без специальных знаний?
  • Кто такие спасатели? Что они делают?
  • Как вы думаете, почему человек выбирает профессию спасателя?

Ответы обучающихся.

Учитель: Для того чтобы стать спасателем, нужно хотеть помогать другим людям, не бояться опасностей. Ведь спасателям приходится работать в очень сложных ситуациях: в любую погоду, при очень низкой или высокой температуре, на воде, в горах или во время пожара.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, опасная ли это профессия?
  • Как вы думаете, сколько времени на раздумье у спасателя?

Почему он должен действовать быстро?

  • Может ли быть спасателю страшно? Что ему помогает преодолеть страх?
  • Какими качествами должен обладать спасатель?

Ответы обучающихся.

Учитель:  Давайте узнаем, как становятся спасателями, у Михаила    Олеговича    Князева,    мастера-пожарного

Специализированной              пожарно-спасательной              части им. А. П. Кудряшова г. Санкт-Петербурга.

Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с Михаилом Князевым.

Учитель: Спасатель должен следить за своей физической подготовкой, тренироваться, быть сильным и выносливым.

Например, тренировки у пожарных проходят в обстановке, которая очень похожа на реальные условия при пожаре (презентация к занятию, слайд 2). На спасателях надето снаряжение весом в 20 килограмм — это примерный вес первоклассника! В специальной камере стоит полная темнота, а также включаются различные шумовые эффекты — плач, крик пострадавших — для создания дополнительной психологической нагрузки. А температура там может достигать 40 градусов! Нужно ли спасателям тренироваться, даже если они уже закончили обучение? Почему тренировки должны быть постоянными?

Ответы обучающихся.

Учитель: В различных ситуациях на помощь людям приходят спасатели разных специальностей, например, помимо пожарных, есть спасатели-водолазы, горноспасатели, пиротехники, альпинисты и даже кинологи (презентация к занятию, слайд 3). Как вы думаете, при каких обстоятельствах они помогают людям?

Ответы обучающихся.

Учитель организует выполнение интерактивного задания.

Учитель: В России есть специальное ведомство, ответственное за помощь людям в чрезвычайных ситуациях. Это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Символом ведомства является

«Белая Звезда Надежды и Спасения» (презентация к занятию, слайд 4).

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему в России вопросами спасения занимается целое министерство?
  • Как вы думаете, почему символом МЧС России выбрана именно Звезда Надежды?
  • Почему во     время     спасательных    операций    важна командная работа?

Ответы обучающихся.

Учитель: Символ МЧС — это символ пути и надежды, а четыре длинных луча — возможности российского ведомства выполнять свои функции во всех направлениях. Каждый гражданин России может быть уверен, что в опасной ситуации ему на помощь придут профессионалы-спасатели.

Мужество и профессиональная работа российских спасателей известны всему миру, ведь Россия никогда не остается в стороне, если людям нужна помощь. Российские специалисты проводили поисково-спасательные работы после стихийных бедствий и тушили лесные пожары в Алжире, Иране, Италии, Японии, Индонезии, Греции, Португалии, Израиле, Сербии, Египте, Турции и многих других странах.

Как вы думаете, почему российские спасатели приходят на помощь людям в других странах?

Ответы обучающихся.

Учитель: Многие профессиональные спасатели заслужили своей отвагой и храбростью звание героев и высокие государственные награды. Работа спасателя — это настоящее служение  Отечеству  и  ежедневный  героизм  (презентация к занятию, слайд 5). Так, например, спасатель Михаил Грачев, командир отделения пожарной части в Ярославской области, только за один день спас жизни трех человек!

Вопросы для обсуждения:

  • Как люди относятся к героям?
  • Почему герой не боится жертвовать собой ради других?
  • Думают ли   сами   спасатели,    что    они   герои,   когда выполняют свою работу?

Ответы обучающихся.

Региональный компонент. Учитель организует разговор о выдающихся спасателях региона.

Учитель: Спасать человеческие жизни профессиональным спасателям помогают братья наши меньшие — животные (презентация к занятию, слайд 6). Например, собаки ищут людей в лесах и горах, под обломками зданий, помогают находить взрывчатые вещества. Собак тренируют профессионалы, которых называют кинологами.

А еще спасатели используют лошадей: с их помощью они могут добраться туда, куда не доезжает техника или не летают вертолеты, перевезти грузы и даже вывезти раненых.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему в некоторых ситуациях животных- спасателей не заменит даже самая современная техника?
  • О каких примерах спасения людей животными вы читали или слышали?

Ответы обучающихся.

Заключительный этап

Учитель: Помимо профессиональных спасателей, бывают и неравнодушные к окружающим люди, чья помощь спасает человеческие жизни, потому что желание защитить другого — естественное стремление каждого человека.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему следует   быть   внимательным   к   окружающим людям?
  • Как нужно   себя   вести,   если   человеку    стало   плохо на улице?
  • К кому нужно обратиться, чтобы попросить о помощи?
  • Знаете ли вы телефон службы спасения? Назовите его.

Почему обязательно нужно помнить этот телефон?

Ответы обучающихся.

Учитель:  Мы знаем, что профессионалы придут к нам на помощь даже в самых сложных ситуациях. Но стоит быть внимательными к своим действиям и помнить о личной ответственности, чтобы не создавать опасные ситуации для себя и окружающих людей.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие могут быть опасные ситуации? Что нужно, чтобы они не возникли?
  • Почему каждому    человеку     необходимо    соблюдать правила безопасности? К чему приводит их нарушение?
  • Какие правила безопасности вы знаете?
  • Что значит быть ответственным человеком?

Ответы обучающихся.

Постразговор

Что почитать

  • Драгунский В. «Денискины рассказы. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»
  • Житков Б. «Что я видел. Дым. Пожар в море»
  • Шинкарчук С.   «Правила   пожарной   безопасности   для школьников»

Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия

  • Всероссийская электронная    олимпиада   по пожарной безопасности: https://вдпо.рф/olimppb/2025
  • Создание комикса   о деятельности   спасателей   «Герои нашего времени»
  • Выставка детских рисунков «Такие разные спасатели»
  • Викторина по правилам безопасности для школьников

«Наша безопасность в наших руках!»

  • Спортивное мероприятие    для    младших   школьников

«Будущие спасатели»

  • Встреча со спасателем в рамках обсуждения правил безопасности жизнедеятельности: обучающиеся заранее готовят свои вопросы для встречи