Игра в процессе изучения дисциплины математика
Обобщение и анализ личного опыта преподавателя математики
Автор: Мигай Александра Леонидовна — учитель вышей категории, учитель математики МБОУ Хазанская СОШ
Материал предназначен для учителей-предметников, учителей математики среднего и старшего звена
Игра – это возможность
отыскать себя в обществе,
себя в человечестве,
себя во Вселенной
Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра- единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.
Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: при лекционной традиционной подаче материала усваивается 20%-40% информации, то в деловой игре до 90%.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
1) стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы
2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;
3)развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем.
4) изменение установок:
социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество)
восприятия интересов других участников, социальных ролей.
5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:
— оценка преподавателем
— осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.
Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.
Коллективная форма работы — одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.
Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.
Классификация игр:
1. по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, Деловые, имитационные и т.д.
2. по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие.
3. по области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4. по игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные. настольные, технические.
Этапы организации игры:
1. подготовительный (от 1 до нескольких дней)
2. основной этап (непосредственное проведение игры)
3. заключительный этап (итог)
Большую роль в игре выполняет система стимулирования. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры.
Методическое оснащение игры:
1. структурная схема (цель, задачи)
2. сценарий
3. предметная сфера
4. комплект ролей
5. правила игры
6. методологическое обеспечение – те материалы, которые позволяют реализовывать поставленные цели
7. система критериев оценивания
Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
Как правильно заметил В.Шаталов в своей работе: «эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, — развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.
Мастер – класс. Игра как средство интерактивного обучения по математике
Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра — единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, — развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя» (Шаталов)
За период многолетней работы, к сожалению прихожу к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:
— очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)
— не всегда применяют рациональные способы вычислений
— допускают ошибки в вычислениях и т. д.
Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.
Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь без игры не может быть полноценного умственного развития. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. В 5-8 классах итоговые игровые уроки провожу в форме дидактической игры, например: «Крестики-нолики», математических путешествий, уроков весёлой математики и т. д. Для старшеклассников провожу уроки в форме деловой игры.
Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя – обобщение проходит на высоком уровне, так как старшеклассники относятся к таким урокам серьёзно, потому что осознают их значимость –формируются интеллектуальные умения и навыки.
В настоящее время появилось очень много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки уроков в виде различных игр.
Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «арифметической физминутки», поскольку уверена, что многие учителя об этом даже и не слышали. Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.
Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После того, как это упр. Отработано
Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.
Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс дети очень трудно воспринимают на слух простые казалось бы выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и 6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами математиками стоит задача: учить мыслить.
Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.
Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений.
Интересно проводить такие арифметические физминутки с двумя командами, если накопляемость класса позволяет, в таких случаях уже присутствует дух соревнования на быстроту и правильность выполнения задания.
Пример арифметической физминутки: тема: «Признаки делимости на 2,3,5» учитель просит ответить хлопком рук –делится ли число на 2? (5- не хлопают, 8 хлопают и т. д., делится ли число на 3 ответить кивком головы( 7 не кивают , 15 кивают )
Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память ,мышление, внимание, работает эмоциональная сфера , появляется ответственность, сопереживание.
Активизация умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь приём. В данном случае –умственная физминутка.
Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:
13-7=
18-13=
25-18=
29-25=
32-29=
Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ
ответ: сумма всех разностей 25. ( Ответ:32-7) И так будет всегда!
В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот кто лучше всех справился — получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.
Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!