Разработка урока педагогическая технология развития критического мышления
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии (обобщающий урок), 9 класс
Автор: Мигай Александра Леонидовна
Учитель математики высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хазанская средняя общеобразовательная школа, посёлок Центральный Хазан
Конспект урока. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Основные образовательные цели урока:
1. обобщить знания по теме “Прогрессии”, повторить все формулы по теме;
2. показать актуальность темы, ее применение в жизнедеятельности человека;
3. развивать творческие способности учащихся;
4. продолжить подготовку к итоговой аттестации
ОБОРУДОВАНИЕ: Калькулятор, карточки, заготовленные таблицы №1 №2 для учащихся
ПЛАН УРОКА: (заранее записан на доске)
1. Мотивационное начало, вводная часть (исторические сведения о прогрессиях устно, работа с таблицей);
2. сообщение цели урока;
3. сценка «Мужик и купец»
4. исторические задачи
5. «истинно» или «ложно» (знание теоретического материала)
6. а) решение задач: по теме урока «Марафон» (кто больше),
б) по подготовке к экзаменам,
в) практическая направленность изученного
7. обобщение информации – заполнить таблицу
8. задание на дом;
9. итог урока (анекдот математический)
Воспитательные цели урока:
Формирование интереса к изучению математики;
Воспитание культуры общения.
Медиаобразовательные:
➣ Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
➣ Развитие аналитического, критического мышления:
— научить детей отвергать ненужную или неверную информацию;
— выделять ошибки в рассуждениях;
— избегать категоричности в рассуждениях;
➣ Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.
➣ Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
I. Мотивационное начало
Учащимся предлагаются обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске
2 | 4 | 8 | 16 |
0 | 2 | 6 | 14 |
-2 | 0 | 4 | 12 |
-4 | -2 | 2 | 10 |
В первой строчке-геометрическая прогрессия
Во всех столбцах – арифметическая прогрессия
2. Как можно сформулировать тему данного урока?
Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь.
2. Сценка «Мужик и купец»
Действующие лица:
ведущий-старшеклассник
купец, жена, мужик – роли исполняют ученики
На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и её дочь, входит купец
Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.
Жена. Какую?
Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100000 рублей, а я ему в 1-ый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100000 рублей! Во 2-ой день – 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить по каждый день по 100000 рублей.
Жена. Откуда у этого глупца столько денег?
Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги.
раздаётся стук в дверь. Жена выглядывает в окно.
Жена. Там кто-то пришёл.
Купец. (Выглядывает в окно) Это он!
Входит мужик.
Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку!
Взяв свою копейку уходит.
Купец. Как я боялся, что он не придёт. А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?
Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что поймёт завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго»
Купец. Так-то оно так, да всё равно боязно.
Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24-ый день он отдал 83000, а на 25-ый 166000, а на 27-й день 671000 рублей.
Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! разве можно было заключать сделки на базаре!
Как неожиданны бывают результаты, когда не знаешь математику.
3. Стадия осмысления (реализации).
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
В древнеегипетском папирусе Ахмеса (ок. 2000 до н.э.) приводится задача: “Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 людьми так, чтобы разность мер ячменя, полученного каждым человеком и его соседом, равнялась 1/8 меры”.
В этой задаче речь идет об арифметической прогрессии. Условие задачи, пользуясь современными обозначениями, можно записать так: S=10, d=1/8, а1, а2, …, а10.
В одном древнегреческом папирусе приводится задача: “Имеется 7 домов, в каждом по 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышка съедает 7 колосьев, каждый из которых, если посеять зерно, дает 7 мер зерна. каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышка съедает 7 колосьев, каждый из которых, если посеять зерно, дает 7 мер зерна. нужно подсчитать сумму числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна.”
Решение этой задачи приводит к сумме пяти членов геометрической прогрессии.
1. Назовите основное сходство и различие в данных задачах.
4 «Истинно или ложно?» (знание теоретического материала)
Применяется прием «верные и неверные утверждения».
Учащимся предлагаются задания.
5. Верны ли данные утверждения (ответ аргументируйте):
1. Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная с первого, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число.
Если вам понравился этот урок, то вы можете скачать остальную часть урока
Скачать. Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Скачать Конспект урока математики 9 класс по теме Арифметическая и геометрическая прогрессии