Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Клуб «Английский язык и культура»
Дополнительная программа для обучающиеся 5-8 классов., направленная на развитие лингвострановедческих навыков.
Автор-составитель: Никитина Наталья Александровна, учитель английского языка МБОУ Гимназия №24 города Междуреченска Кемеровской области.
Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а компьютеризация поставила использование английского языка в особое положение по сравнению с другими языками. В настоящее время ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у детей к изучению английского языка. И самая главная задача состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.
Поддержанию постоянного интереса к иностранному языку способствует клуб «Английский язык и культура».
Резидентами клуба являются обучающиеся 5-8 классов. Программа содержит дополнительный материал по страноведению англоговорящих стран, так как невозможно изучать язык, не познавая ее культуру и народ. Обучающиеся не только знакомятся со специфичными языковыми явлениями, нормами поведения каждой страны и страноведческой информацией, но и выстраивают свои суждения по интеркультурным проблемам. Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции гимназистов, обогащению лексического запаса, развитию умения аудирования и чтения текстов.
Программа клуба рассчитана на 34 часа для каждого класса. Периодичность встреч 1 раз в неделю в течение учебного года.
Используются:
Методический материал:
— печатные учебные пособия по страноведению,
— справочный материал (словари, энциклопедии)
— электронные учебные пособия по страноведению,
— электронные обучающие программы.
Наглядный материал:
— цветные иллюстрации (печатные и электронные)
— чёрно-белые иллюстрации географических карт для креативной работы.
Цель клуба — формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения лингвострановедческому, культуроведческому и социокультурному компонентам обучения английскому языку.
Задачи клуба:
— расширять объём страноведческих и лингвистических знаний;
— повышать мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
— развивать языковых, интеллектуальных и познавательных и творческих способностей, интереса к культуре стран изучаемого языка;
— воспитывать у обучающихся культуру общения, потребность в практическом использовании английского языка в различных сферах деятельности, чувства коллективизма и ответственности, уважения и взаимопомощи;
— воспитывать личность, способной и желающей в дальнейшем участвовать в международной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствовать полученные умения и навыки;
— развивать умение ориентироваться в феноменах иного образа жизни, критически осмысливать и тем самым обогащать собственную языковую картину мира;
В основе деятельности клуба лежит совместная работа обучающихся, родителей и учителей английского языка, являющихся руководителями данного клуба.
В клубе ребята изучают культуру и традиции англоговорящих стран, занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Свои работы они представляют на различных городских, региональных и всероссийских конкурсах, конференциях, форумах и фестивалях. Практически все работы клуба получают высокие оценки на различных уровнях.
Предлагаемые ниже формы и методы работы способствуют углублению и расширению знаний обучающихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций.
В процессе использования данных форм и методов у обучающихся развиваются следующие умения:
— общеучебные умения: работа с дополнительными учебными пособиями, со словарем, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме;
— специальные учебные умения: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме; пользоваться двуязычным словарем;
— собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение
Заседания клуба проходят в основном в игровой форме. Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых обучающиеся накапливают определенный запас английской лексики, заучивают много стихов, песенок, считалок, получают достаточный страноведческий материал.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других людей.
Поэтому очень важно использовать в работе с обучающимися всевозможные игры, имеющие большую лингвострановедческую ценность, создавая языковую среду.
Создавая условия для закрепления обучающимися страноведческого материала, в занятия включаются и специальные компьютерные игры.
При ознакомлении с культурой и бытом англоговорящих стран большим подспорьем являются компьютерные технологии – интерактивное мультимедийное сопровождение занятий и развлечений. Компьютерные презентации и игры обогащают впечатления обучающихся и расширяют круг знаний о стране изучаемого языка.
В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения и применения языка в мероприятиях клуба.
Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, которые ставят обучающихся перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить и, таким образом, подключить мышление: например, это могут быть английские версии игр, песен, стихов.
Эмоциональная активность проявляется в заинтересованности обучающиеся к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у обучающихся возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции.
Речевая активность во время клубной работы стимулируется руководителями так, чтобы она была мотивирована и у обучающиеся была вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух.
В любом случае очень важно развивать у обучающихся инициативность речевого поведения. Это достигается при условии, что обучающийся из объекта обучения становится действующим лицом со своей собственной репликой и манерой поведения.
На заседаниях клуба обучающиеся показывают все то, что уже они умеют. Они понимают: то, что они делают, – важно, полезно, а это, в свою очередь, помогает им еще лучше выучить английский язык. Работа в клубе направлена на то, чтобы каждый видел свой рост и демонстрировал свои достижения. Вот почему мы считаем наиболее целесообразной формой для этого праздники и развлечения, которые объединяют детей и родителей, заинтересовывают всех участников, а так же конкурсы, направленные на творческое и интеллектуальное проявление каждого обучающегося.
Клубная работа по английскому языку предполагает учет желаний и интересов обучающихся, добровольность участия, целеустремленность участников, развитие способностей и личностных качеств.
Для придания коммуникативной направленности процессу обучения поддерживается высокая активность каждого участника клуба, которая достигается за счет оценки коммуникативных умений и знаний обучающихся. Но при этом оцениваются, прежде всего, их успехи, а не недостатки.
Нужно стараться поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языка чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха. Каждый участник клуба имеет свое портфолио, в котором отслеживаются все его успехи.
В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.
Сотрудничество и сотворчество обучающихся и взрослых развивает воображение, побуждает их к свободному и естественному общению, что положительно сказывается на языковом развитии. Участники клуба охотно принимают участие в процессе обучения, в подготовке к развлечениям и праздникам, стремясь достичь положительных результатов.
Они попадают в особый мир отношений, переживаний, учатся добиваться успеха. Достигнув желаемого, они стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность.
Таким образом, обучение английскому языку с использованием лингвострановедческого материала предъявляет обучающемуся требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности.