Проектная деятельность на уроках английского языка

Поделиться:

Автор: Гагарина Александра Борисовна, учитель английского языка  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №39» г. Озёрск, Челябинская область

Описание работы: Данная работа будет интересна учителям английского языка, преподающим в средней и старшей школе, желающим открыть для себя и для своих учеников новые перспективы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Цель моего проекта – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.

Задачи проекта:

➣ формировать представления о проектной работе;

➣ формировать навыки планирования, сбора и обработки информации;

➣ уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски;

➣ формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.

Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно. Действительно, подавляющая часть населения России не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы! Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. Проектная деятельность помогает решать эту проблему.

Мой проект реализует компетентностно-ориентированное образование. Отличительная черта моего проекта – массовое вовлечение учащихся 5-11 классов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения. Он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность, предназначен для учащихся 5-11 классов. Программа проекта в соответствии с ФГОС НОО развивает способности ребёнка и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Проблемное обучение в рамках проекта проходит индивидуально и в группах, краткосрочно и долгосрочно. Аргументированная защита своей концепции, оценка работы по обозначенным критериям дают бесценный опыт публичных презентаций.

За десять лет работы с проектной деятельностью мы с лицеистами перешли от простых презентаций в Power Point на уроках «Технического перевода» к проектной деятельности с исследовательскими работами, с интерактивными мультимедийными презентациями веб-сервиса prezi.com.

Для урочных монопроектов я планирую проектную деятельность на базе разговорных тем уроков. Подготовительный этап – стандартная проработка темы с обозначением всех гипотетически важных аспектов. Одновременно происходит планирование и распределение ролей. Дополнительно рассматриваются пункты плана, которые ученики собираются изучить углубленно в индивидуальном порядке. Обязательно проведение контроля с целью профилактики возможных проблем. Обучающиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания, которое проводится в трехстороннем порядке: учитель – класс – ученик.

На подготовительном этапе внеурочных проектов межпредметной и надпредметной направленности через анкетирование или личную беседу выявляются интересы и предпочтения обучающихся. Правила участия и инструкции по вопросу оформления конечного продукта оговариваются заранее. Группы формируются по личностным характеристикам, по интересам, по уровню владения английским языком.

Следующие этапы внеурочного проекта – выбор темы, определение цели и задач проекта, формирование групп, распределение обязанностей. На этапе  поискового исследования мы решаем, откуда черпать информацию, в каком виде можно представить публике продукт проектной деятельности. Это «внешний продукт», определяемый участниками проекта. Я анализирую ещё и  «внутренний продукт» проектной деятельности – развитие межличностных, вербально-лингвистических, визуально-пространственных  и внутриличностных способностей учащихся.

Промежуточный контроль работы – трансляционно-оформительский этап, предзащита и доработка проекта. Заключительный этап – публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы, выявление причин успехов и неудач. Конечный продукт подлежит обязательному оцениванию. Долгосрочные международные проекты оцениваются группой экспертов.

Метод проектов – «метод решения проблем» эффективен, так как позволяет реализовать потенциал как учеников, так и учителя.

В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:

1.     Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.

2.     Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:

1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.

2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.

3. В рамках проектной деятельности на уроках с первого года учебы в лицее (с 5 класса) монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, или научных лекций с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!

Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:

➣ принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);

➣ субъектности (содействия развитию способности осознавать свое «Я»);

➣ принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);

➣ принцип преемственности (опоры на пройденное);

➣ результативности, объясняя важность процесса работы и результата;

➣ принцип научности и созидания.

Добавлю только, что принцип творчества и успеха является логичным завершением списка методологической базы.

«Три кита» — полезные жизненные принципы  проектного выпускника:

· Индивидуальность и  социальное самоопределение;

· Сформированность навыка индивидуальной и командной работы;

· Способность давать адекватную оценку действиям своим и чужим.

Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:

➣ Компьютерная грамотность;

➣ Умение аргументировать и делать логичные выводы;

➣ Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему.

Подходы, позволяющие мне реализовать ключевые компетентности:

· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.

·  Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта проектной деятельности.

·  Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.

·  Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.

Программа моего проекта не оставляет без внимания вопросы физического и психического, социального и нравственного здоровья. Мне важно поддерживать духовное здоровье, систему ценностей и убеждений. Здоровьесберегающий режим работы способствует становлению и духовному развитию личности ребенка. Я учу детей распределять усилия для самостоятельной работы и систематизации новых знаний.

При этом происходит не менее важный процесс профессиональной самореализации учителя. Осознание того, что потенциал ребенка реализован, а педагогический опыт и идеи педагога востребованы в полной мере также ведет к счастливому, спокойному и здоровому существованию, а не к нервным срывам на фоне профессионального выгорания.

Мой проект эффективен при отсутствии особых материальных затрат. Администрация может предоставить призы и награды победителям за счет учебного учреждения. Затраты времени учителя соотносятся с полученным конечным результатом. Максимальное усилие прилагается руководителем проекта на первых двух этапах работы, далее необходимо только контролировать сроки и помогать в решении текущих проблем.

Материально-техническая база моего проекта – персональный компьютер с выходом в Internet, мультмедиапроектор, в 5-9 классе программа для создания презентаций Power Point, и веб-сервис prezi.com (10-11 класс). Проектная деятельность на всех уровнях осуществляется при руководстве учителя-предметника, при участии старшеклассников для внедрения элементов самоуправления, а также при поддержке коллег для работы в жюри, участия в бинарных проектах.

Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции проектных учащихся отражаются на результатах предметных олимпиад и НОУ.

Мои учащиеся показывают высокие результаты. Я считаю, что проект способствует формированию предметных результатов. По результатам тестирования TOEFL, в котором лицеисты принимают участие: в 2012 году 2 работы уровня “A2”, 8 работ – “B1” и одна работа – “B2”.

Динамику развития личностных умений я фиксирую по нарастающему участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах: 2013 г. – 27 учащихся прошли Интернет-тестирование и Интернет-олимпиаду издательства Macmillan. Мой проект способствует саморазвитию и формированию ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции. Ученица 8 класса в 2012 году стала лауреатом конкурса «Знаток английского языка» Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».

Таким образом, я уверена, что внедрение проектной деятельности в систему образования обеспечит существенное повышение качества.

Я рассматриваю свой проект в первую очередь, как программу индивидуального самосовершенствования и возможности реализации компетентного потенциала своих учащихся. За прошлый 2011-2012 учебный год проектной деятельностью были охвачены 42 лицеиста. В этом году количество проектных детей увеличилось до 68.

Подводя итог, я хочу отметить, что современному обществу мои учащиеся уже доказали и ежегодно подтверждают высокий уровень общеучебных компетенций на фоне свободного владения английским языком. Важно то, что это творческие люди  в полной мере реализующие свой интеллектуальный потенциал.

Список литературы

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.

3.  Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.