Из опыта работы Корнеевой Натальи Михайловны, учителя английского языка МБДОУ д/с №11 «Светлячок»
Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требует повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета “Иностранный язык” (в данном случае английский), основное назначение которого состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Одним из ведущих принципов обновлённого процесса воспитания является принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому обучение английскому языку занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры. Иными словами, содействует воспитанию дошкольника в контексте диалога культур. Поэтому в своей педагогической деятельности занимаюсь проблемой развития познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста при обучении английскому языку.
Поскольку развитие познавательной сферы является одной из важных сторон формирования личности дошкольников, то английский язык служит дополнительным средством в достижении этого, потому что, являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи её другим, иностранный язык способствует приобщению детей к культуре страны изучаемого языка, ознакомлению с праздниками, традициями, литературными героями и символами; способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию и воспитанию детей. Также обучение английскому языку рассматривается как один из предварительных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.
Так как в школе обучение иностранному языку начинается с 1 класса, для обеспечения более легкой адаптации к школьной программе, детский сад работал в режиме опытно – экспериментальной работы по теме “Развитие личности ребенка средствами иностранного языка”. В связи с этим в ДОУ была проделана большая работа в данном направлении, но все же я столкнулась с несколькими существенными проблемами:
1. Результаты начальной диагностики уровня знаний детей по программе обучения английскому языку в ДОУ были удовлетворительными. Но был обнаружен существенный пробел в формировании познавательной активности в данном виде деятельности и познавательного интереса к знакомству с окружающим миром в целом.
2. Еще одним ключевым моментом, который приостанавливал реализацию моих творческих планов, была проблема педагогических кадров – постоянно обновляющийся коллектив ДОУ. Молодые педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, сталкивались с проблемой интегрирования – включения материала по английскому языку в познавательную деятельность детей. Несмотря на наличие наглядного материала в группах (уголки английского языка), незнание педагогами элементарных основ английского языка приводило к тому, что учебный материал не повторялся в группе в нерегламентированное время. Поэтому требовались повышенное внимание, контроль в работе с молодыми педагогами.
3. Следующая проблема состоит в том, что детский сад посещают дети, имеющие нарушения речевого развития. Доказано, что таким детям не рекомендуется заниматься иностранным языком до устранения этих нарушений. Занимаясь с логопедом в течение нескольких месяцев, они пропускают занятия по английскому языку, и таким образом, у них наблюдается пробел в знаниях, усвоенными остальными детьми за данный период времени.
4. Соотношение родителей, желающих помогать своим детям, изучать английский язык с помощью домашних заданий, и родителей, не желающих участвовать в образовательном процессе, было приблизительно равным. Многие родители не понимали значимости участия семьи в приобщении ребенка к иностранной культуре. Отсутствовало стимулирование желания у детей участвовать в предложенных проектах.
В качестве основной программы обучения английскому языку использую учебно-методический комплекс “Английский для малышей” И.А.Шишковой, М.Е.Вербовской, под редакцией Н.А.Бонк.
Авторский подход позволил мне найти место во всех разделах программы для введения дополнительного познавательного материала. Таким образом, реализуя основные цели данной программы обучения, мною ведётся работа над развитием познавательной сферы ребенка.
Таким образом, была поставлена следующая цель: “Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку”.
Задачи: 1. Развивать языковую компетенцию (лексика, говорение, фонетика, аудирование) посредством познавательной деятельности.
2. Знакомить детей с фольклором страны изучаемого языка (игры, сказки, считалки, песни, праздники, традиции).
3. Дать представления о символах государства (флаг, герб, гимн) и символах власти (королева, президент, дворец).
Учитывая психологические особенности детей данного возраста и их “зону ближайшего и актуального развития”, я строю подбор содержания материалов согласно знакомым разделам основной программы: математическое развитие, речевое развитие, природный и социальный мир, физическое развитие, музыкальное развитие, художественно-творческая деятельность .
Не меняя структуры занятия, я ввожу новый, интересный познавательный материал об англоязычных странах в соответствии с поставленными задачами.
Мною были выбраны следующие направления работы: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Чтобы реализовать поставленные задачи, я обратилась к использованию в своей работе инновационные педтехнологии: здоровьесберегающие (пальчиковые игры, дахательная гимнастика, физминутки, смена динамических поз, психологические этюды, сказкотерапия); метод проектов (“Космос”, “Сказочные герои Англии”); моделирование, проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии – имеются ввиду не любые игры, а традиционные игры детей англоязычных стран (intellectual games “КВН”, finger games (пальчиковые игры), counting games (игры со счётом), clapping games (игры, сопровождаемые хлопками), ring games (хороводы), chasing games (догонялки), jump roping ( игры со скакалкой), music games (музыкальные игры), describing games (описательные игры); информационные технологии (подготовка дополнительного материала к занятиям), широкое использование нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности (нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки, макетирование: создание макетов “Биг Бен”, “Английский сад”, “Рождественская ночь”).
Большой интерес у детей вызывают такие формы взаимодействия, как занятия-путешествия “Путешествие к Микки Маусу”, “В гостях у маленькой ведьмы”, комбинированные занятия “Клумба для Золушки”, “Домик для Белоснежки”, занятия-прогулки “Осень золотая”, “Весна-красна” , а также досуговые мероприятия “Встреча у камина”, “В гостях у Снежной Королевы”, изготовление театральных декораций, подготовка экспонатов для мини-музея “English festivals”.
Благодаря этим занятиям дети погружаются в мир незнакомой культуры, с помощью педагога учатся понимать, что слова и выражения иностранного языка отражают другую социокультурную реальность. Тогда мир другой, доселе “чужой” культуры начинает постепенно “оживать”, становится своим; только тогда формируется представление: язык тесно связан с культурой, историей страны, т.е. ребёнка начинает интересовать мир детей страны изучаемого языка. Поэтому в центре внимания на занятиях английским языком – факты и явления не взрослой, а детской культуры страны изучаемого языка или то, как детский мир представляют себе взрослые.
Для меня, как для любого учителя, актуален поиск и выбор оптимального варианта работы с педагогами. Поэтому стараюсь учитывать разносторонний характер её содержания, разнообразие форм и методов работы. В сотрудничестве с педагогами практикую совместные интегрированные занятия, совместную подготовку к утренникам, индивидуальные консультации, помогаю в организации предметно-развивающей среды ДОУ и групп (уголки английского языка и культуры в группах).
Неотъемлемой частью своей работы считаю сотрудничество с родителями. Традиционные выступления на родительских собраниях и консультации не дают нужного эффекта если они не затрагивают чувства родителей, поэтому я начала искать новые формы работы с родителями, среди которых консультационное бюро “Страна советов”, домашние задания, папки – передвижки, рассказывающие о календарно-обрядовых праздниках. Традиционным становится проведение в конце года “English show” для родителей, где дети демонстрируют свои умения в художественно – творческой деятельности. Но особый интерес вызывало создание литературного клуба для детей и родителей “Сказки матушки Гусыни”, на встречах которого родители знакомятся с классикой английской литературы для детей, а дети показывают театральные постановки и сценки из данных произведений.
С целью определения эффективности проведенной работы, я провела итоговую диагностику, которая показала значительный рост усвоения основного учебного материала:
— фонетическая сторона речи – 2,4 балла,
— лексическая сторона речи – 2,3 балла,
— аудирование – 2,2 балла,
— говорение – 2,2 балла.
Считаю целесообразным проведение этой работы в дальнейшем, так как доказана её актуальность, её значительный вклад в общее развитие ребёнка и улучшение знаний.