Воспитание культуры математического мышления во внеурочной деятельности. Формы и виды внеклассной работы
Одной из форм индивидуализации и дифференциации обучения является внеклассная работа.
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь.
Цели обучения математике обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов.
На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель занятий всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур математического характера, занимательность изложения подчинена этой цели, развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала.
Участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики, привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению учащимся заинтересовавшего его материала.
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике:
1) Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, то есть дополнительные занятия по математике;
2) Работа с учащимися, проявляющими интерес к математике;
3) Работа с учащимися по развитию интереса к изучению математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости учащихся.
Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики, например:
• развитие и углубление знаний по программному материалу;
• оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие обучающимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
• воспитание высокой культуры математического мышления;
• развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
• расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и окружающей жизни;
• расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.
Третий вид внеклассной работы также может иметь подобные цели, но главный упор в нём — на развитие интереса к математике в соответствии с возможностями данной группы учащихся.
Существуют следующие формы внеклассной работы:
1) математический кружок;
2)факультатив;
3) конкурсы, викторины;
4) математические олимпиады;
5) математические дискуссии;
6) Неделя математики;
7) Школьная и классная математическая печать;
8) Изготовление математических моделей;
9) Математические экскурсии.
Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике данного вида.
Одним из основных видов внеклассной работы по математике в школе являются кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, они способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, занятия в физико-математических школах, конкурсы по решению задач и др.).