СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 20
Бизнес и технологическое предпринимательство
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о науке как основе создания инновационных технологий, развитие познавательных интересов, осознание ценности командной работы для решения сложных задач, развитие интереса к созданию инновационных решений.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд.
Основные смыслы:
- Технологическое предпринимательство – деятельность, связанная с созданием новых технологий и их внедрением в жизнь.
- Наука является основой для создания инновационных технологий и играет ключевую роль в технологическом предпринимательстве.
- Инновации – это не просто изобретения, а решения, которые улучшают качество жизни и развивают общество.
- Бизнес – это командная работа, требующая не только идей, но и усилий для их реализации.
- Бизнес и технологическое предпринимательство открывают новые горизонты для развития страны, создают новые возможности для реализации человеческого потенциала.
- Государство активно поддерживает молодых предпринимателей, предоставляя программы, гранты и ресурсы для развития их идей.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа, просмотр видеоролика-интервью, выполнение интерактивных заданий.
Основной этап: чтение и обсуждение фрагмента художественного произведения / просмотр и обсуждение фрагмента мультипликационного фильма, просмотр и обсуждение видеоинтервью.
Заключительный этап: беседа, решение интеллектуальной задачи.
Мотивационно-целевой этап
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.
Учитель: Ребята, две недели назад мы говорили о ценности получения знаний, о студентах, которые учатся в колледжах и университетах, получают профессию, чтобы затем качественно работать. Каждый профессионал в своем деле не только хорошо справляется со своими ежедневными обязанностями, но может совершенствовать свою деятельность, продукты, которые он производит. Это помогает изменить к лучшему жизнь окружающих, развивает наше
|
общество. Современные мировые достижения во многом основаны на изобретениях и новых идеях наших соотечественников из прошлого. Например, слышали ли вы такое выражение: «Ну ты и Кулибин!»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Так говорят об изобретательных, умелых и предприимчивых людях. Представляете, каким известным является этот человек, что его фамилией стали называть всех талантливых людей, которые смогли придумать что-то новое!
В 2025 году исполняется 290 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина – русского изобретателя, который создал водоход (речное судно с мотором), самокатную повозку, поднимающееся кресло, прожектор, усовершенствовал протезы, мостовые конструкции и многое другое. А еще в подарок императрице Екатерине Великой он создал часы, которые разместил в золотом яйце. Внутри часов двигались фигуры, у часов было несколько музыкальных мелодий и видов боя. Сегодня часы Кулибина хранятся в Эрмитаже и воспринимаются как подлинное чудо.
Так кого же мы можем назвать изобретателем?
Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать изобретатель?
- Что значит быть предприимчивым?
- Какие трудности могут встретиться на пути тех, кто создает что-то новое?
- Что нужно, чтобы изобретение было создано и люди могли им пользоваться?
Учитель: Наш сегодняшний разговор будет посвящен новым технологиям, изобретениям, инновациям, которые
|
делают нашу жизнь лучше. Это непростая тема, и нам поможет в ней разобраться специалист, эксперт – Наталья Попова.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с Натальей Поповой.
Учитель: Теперь мы точно готовы к разговору. Давайте разгадаем ребусы, в которых зашифрованы два важных для сегодняшнего разговора слова.
Учитель организует выполнение интерактивных заданий- ребусов («технология» и «предприниматель»). Если у учителя нет возможности организовать выполнение заданий в интерактивном формате, можно воспользоваться слайдом презентации.
Основной этап
Учитель: Древнегреческий философ Платон говорил:
«Необходимость — мать всех изобретений». Изобретение появляется тогда, когда люди испытывают какую-то потребность, в чем-то нуждаются. Но придумать что-то недостаточно, нужно понять еще, как это сделать, а для этого нужны знания и умения. Давайте посмотрим, как рождается изобретение.
Учитель выразительно читает фрагмент главы «Как Знайка придумал воздушный шар» из книги Н. Носова
«Приключения Незнайки и его друзей» (Приложение 1) или демонстрирует фрагмент мультипликационного фильма
«Приключения Незнайки и его друзей» (видеоматериал к занятию). Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему Знайка придумал воздушный шар?
- Что помогло Знайке придумать, как сделать воздушный шар?
|
- Как изобретение Знайки повлияло на жизнь коротышек? Какие возможности они получили благодаря этому изобретению?
- Почему в создании воздушного шара принимали участие все коротышки?
- Из каких этапов состояло строительство воздушного шара? Можно ли было обойтись без какого-то из них?
Учитель: И вы тоже можете изобрести что-либо полезное! В мире многое было придумано именно детьми. Совсем недавно, 17 января, в очередной раз отмечался День детских изобретений или День детей-изобретателей! А хотите узнать, что придумали ваши сверстники?
Вы каждый день пользуетесь зубной щеткой. А как вы думаете, какой щеткой пользуются космонавты на борту международной космической станции? Оказывается, космонавты пользуются зубной щёткой, конструкцию которой придумал московский школьник Дмитрий Резников, когда ему было 12 лет. Специалисты Московского медико- стоматологического института признали конструкцию изобретением. На ручке щетки есть три кнопки: первой включается подача зубной пасты между щетинок, второй – миниатюрным компрессором подается воздух, третья убирает в мусорную емкость отработанную пасту методом обратного всасывания.
А еще именно дети придумали пластилин, фруктовый лед, снегоход, батут, утепленные наушники. Если вы заинтересовались, то можете вместе с родителями узнать, что еще придумали дети.
О том, какие возможности для начала своего бизнеса в сфере технологий есть у школьников, нам расскажет Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса «Яндекс», руководитель проекта Яндекс.Магистрали.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с Алексеем Федотовым.
|
Учитель: А как вы думаете, что легче – придумать и сделать одному или вместе с кем-то? Почему вы так думаете?
Ответы обучающихся.
Учитель: Конечно, вместе что-то делать всегда лучше. Сегодня в нашей стране проходит очень много конкурсов для детских команд изобретателей. Возможно, кто-то из вас занимается робототехникой, посещает кванториум, технопарк и уже знает, как это – создавать что-то интересное вместе.
А можно ли что-то изобрести, если просто фантазировать? Или нужны знания?
Ответы обучающихся.
Учитель: Верно, глубокие научные знания, профессиональные умения и большой интерес к своему делу помогают изобретателям в открытии нового. Ученые и предприниматели активно работают прежде, чем пробуют включить в производство что-то новое, всегда взвешивают, всем ли поможет такое изобретение, не навредит ли, не изменит ли оно, к примеру, окружающий мир в худшую сторону, не нарушит ли экологическую ситуацию. Поэтому что-то изобретать и пробовать – это очень ответственно и серьезно.
Заключительный этап
Учитель: Мы с вами убедились, что новые идеи не приходят в голову просто так, разрабатывать новые идеи тоже надо учиться. Давайте и мы попробуем потренироваться в придумывании оригинальных решений.
Предлагаю вам попробовать решить задачу, но не математическую, а сказочную. Ее для вас подготовил кот
|
Потряскин из книги А. Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».
Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: «Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли». Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить?
Подсказка: дубы переносить затруднительно… Но уж если царь приказал, чтобы у царского дворца дубы росли – придется выполнить. Как?
Предлагаю Вам обсудить решение в парах, но если вы его не найдете, то обсудите в группе с вашими одноклассниками, сидящими за соседней партой. На решение у вас 3 минуты.
Ответы обучающихся.
Учитель: Интересно узнать ответ? Ответ такой: один мастеровой посоветовал не дубы пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И дубы при дворце, и дворец при царе.
Вот это и есть оригинальная идея, которая делает жизнь лучше.
Учитель: Чтобы научиться изобретать, нужно научиться задавать вопросы. Попробуйте завести Дневник вопросов и записывайте или зарисовывайте то, о чем вы хотите спросить взрослых. Или посмотрите на своих домашних животных и представьте, какие вопросы они могли бы задать, если бы могли к вам обратиться. Можно ли изобрести что-то полезное для наших питомцев, если поразмышлять над такими вопросами?
Ответы обучающихся.
|
Учитель: Мы говорили сегодня о том, как изобретения и их воплощение в жизнь могут изменить жизнь людей к лучшему. Кто знает, может быть, вы тоже увлечетесь одной из наук, совершите открытие, изобретете новую технологию и займетесь технологическим предпринимательством. А мы, ваши учителя, будем очень вами гордиться.
Постразговор
Что посмотреть:
- Просмотр и обсуждение фильма Движения Первых (дополнительный материал к занятию). Вопросы для обсуждения:
- Какие качества героев фильма помогли им справляться с трудностями и добиваться результата?
- Какую роль играет наука в жизни героев?
- Можно ли считать, что герои добились успеха? Обоснуйте свой ответ.
- Почему для успешной работы над проектом важно сотрудничество и работа в команде?
- Просмотр анимационных фильмов «Фиксики» и создание Книги изобретений по сюжетам.
- Азбука финансовой грамотности / Смешарики
- «Первое дело» / проект «Киноуроки в школах России».
Что почитать:
- А. Гин «3адачки-сказки от кота Потряскина»;
- А. Таланов «Победитель неба»;
- А. Ивич «Художник механических дел»;
- А. Лейкин «Портрет механика Кулибина»;
- Ж. Яновская «Кулибин».
|
Творческая и проектная деятельность:
- Творческая работа «Мое изобретение, изменившее мир будущего»;
Проект «Изобретения для домашних животных».